В начале мая 2013 года на территории чернобыльской зоны отчуждения была проведена культурологическая, научно-исследовательская школа для студентов из Силезского технологического университета (Польша). Школа была организована «Чернобыльским центром по вопросам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии» (г.Славутич, Украина). Практическая поддержка в проведении школы в зоне отчуждения была оказана редакцией сайта chornobyl.in.ua.
Признаемся, что планы проведения подобного мероприятия для студентов, экологов, историков и других ученых интересующихся проблемами зоны отчуждения вынашивались давно. По нашему мнению, такие мероприятия могли бы стать одной из форм активного научного изучения чернобыльской зоны отчуждения, способствовали бы привлечению внимания ученых к данному объекту и, как следствие, развитие научных исследований внутри чернобыльской зоны отчуждения.
Приятно, что эту идею разделяют и другие ученые. Например, доктор Марек Равески (Marek Rawecki), после посещения зоны отчуждения в 2012 году, стал активным сторонником идеи о необходимости изучения культурного и исторического наследия зоны отчуждения и привлечения к таким исследованиям студентов. По мнению польского ученого, бывшие населенные пункты и объекты культурного наследия человека в зоне отчуждения имеют не только большое научное значение, но и большой потенциал для развития туризма. Благодаря его настойчивости и упорству в 2013 году удалось провести школу, выездной семинар для студентов архитектурного факультета Силезского технологического университета под названием “SAVING FROM OBLIVION» (Сохранение от забвения).
Цель исследований польских ученых и студентов заключается в восстановлении исторической памяти о культурном наследии Полесья. В этом контексте, чернобыльская зона отчуждения, благодаря 27 летней изоляции, является уникальным объектом, где сохранилась уникальная архитектура и ландшафты Полесских сел, которых не тронулась тень цивилизации и глобализации. По словам ученых, восстановление памяти о наследии цивилизации и духовной традиции этой земли является их моральным обязательством и является неким профессиональным вызовом. Задача школы заключается в поиске ответа на вопрос – как сохранить архитектурные достопримечательности сел чернобыльского Полесья для будущих поколений?
Именно поэтому главной темой школы «Сохранение от забвения» было не только изучение достопримечательностей, оценке их возможного сохранения, но и выработка предложений для сохранения того, что осталось.
Практическая сторона работы школы в зоне отчуждения
В ходе посещения зоны отчуждения студенты изучали существующую инфраструктуру города Чернобыль и Припять. Проводили обследования брошенных населенных пунктов, в том числе, проводили и радиационное обследование изучаемых урболандшафтов. Основные усилия были направлены на фиксацию архитектурных и градостроительные особенностей брошенных городов и сел чернобыльского Полесья. Изучение проблемы деградации антропогенной среды, технической инфраструктуры.
Кроме того, ученые провели обследование населенных пунктов Полесья находящихся за пределами зоны отчуждения. По мнению ученых село Дитятки также имеет определенную исследовательскую ценность.
Фотографии о школе для студентов в ЧЗО
Ниже представлены фотографии которые демонстрируют места и объекты изучения. Фото выполнены студентами принявшими участие в школе. К фото представлены небольшие комментарии.
Изучение жизни и быта самоселов чернобыльской зоны
Думаю студентам запомнилось посещение самоселов, которые живут в брошенных селах чернобыльской зоны отчуждения. Посетили уникальный чернобыльский музей созданный Михаилом Шиланом у себя на подворье в городе Чернобыль. Кроме демонстрации экспонатов музея Михаил устроил небольшой концерт. Спел несколько куплетов из сборника стихов. Музыку он написал сам. На фото ниже представлены эпизоды визита студентов к самоселу в городе Чернобыль.
Самоселы села Новыешепеличи
Также посетили самоселов в селе Новыешепеличи. Визит к чете Образжеев оказался грустным. Эти люди очень неохотно шли на контакт и наш разговор свелся, в основном, к обсуждению проблем во взаимопонимании между самоселами и администрацией Чернобыльской зоны отчуждения. Стариков было откровенно жаль. Студенты уезжали от Савы Образжея с чувством горечи смешанным с бессилием.
Удручала абсолютная безнадега, в которой оказались самоселы – это проблемы с обеспечением их продуктами, проблемы с обеспечением углем и дровами, проблемы обеспечения электричеством. Шутка ли – самоселы два зимних месяца просидели без электричества! О проблемах медицинского обслуживания людей, чей возраст перевалил за 70, даже не стоит и говорить. Вот такие грустные социальные будни чернобыльской зоны отчуждения.
Изучение города Припять
Посещение ЧАЭС и Смотрового павильона объекта «Укрытие»
Отметим внимание, которое было уделено польским студентам сотрудниками ЧАЭС (при случае благодарим Отдел международного сотрудничества и информации). Несмотря на постоянную занятость в обслуживании официальных делегаций, для студентов провели содержательную лекцию об устройстве и назначении объекта «Укрытие», его ближайшем будущем и много другом.
Несмотря на то, что студенты знали об аварии достаточно много, лекция в смотровом павильоне их заинтересовала. Особенно понравилась выразительная манера подачи материала.
После посещения ЧАЭС студенты изучали транспортную инфраструктуру Чернобыльской зоны отчуждения.
Небольшие выводы
В заключение хочется отметить, что для редакции chornobyl.in.ua это был интересный опыт организации научно-исследовательской школы на территории зоны отчуждения. Возможно не удалось все показать и все объяснить студентам, хотя стоит отдать им должное – вопросов было много. Хочется верить, что это только начало нашего совместного сотрудничества в изучении чернобыльской зоны отчуждения.
Надеемся, что пример проведения украинско-польской школы в чернобыльской зоне отчуждения стимулирует студентов и преподавателей других учебных заведений, других специальностей обратить свое внимание на уникальный объект, которым является чернобыльская зона отчуждения.