Анализ проекта начнем с названия. Оно звучит непривычно и ново. Все, кто когда-нибудь интересовался вопросом восстановления Чернобыля и возврата территории зоны отчуждения в хозяйственное использование, обязательно сталкиваются с терминами «реабилитация», «рекультивация», «реэвакуация» (последнее употребляют, когда речь идет о повторном заселении зоны отчуждения). Авторы проекта развития территории зоны отчуждения назвали свой проект «Ревитализация чернобыльской зоны. Разработка объектов туристической инфраструктуры».
Термин ревитализация используется в строительстве, больше в реставрации, и … медицине. На мой взгляд, как ни странно, и строительное и медицинское значение слова «Ревитализация» удивительно точно ухватывают суть работ связанных с реабилитацией радиоактивно-загрязненных территорий. Посудите сами. У строителей, реставраторов это означает комплексное планирование будущего объекта, начиная с материалов из которых будет создано или восстановлено здание и заканчивая определением функционального назначения каждого элемента сооружаемого объекта. При этом ревитализация может касаться не только зданий, но и целых архитектурных комплексов.
Медицинская суть термина «ревитализация» означает омоложение старых тканей организма с помощью новых клеток. Это молодое направление в медицине подразумевающее использование стволовых клеток для получения, например, новой ткани кожи, а в более широком смысле – это омоложение организма. В некотором смысле, пользуясь аллегориями, административное управление, цели и назначение зоны отчуждения требуют радикального изменения. Требуется пересмотр существующих целей, которые были разработаны на преодоление последствий аварии на острой фазе развития. После 25-ти лет после аварии режим функционирования и способ управления загрязненными территориями уже не способен эффективно решать современные управленческие проблемы. Современная зона отчуждения это уже не только радиационно-опасные территории – это ценный природный комплекс и почти заповедным режимом, с восстановившимся за годы изоляции естественным биоразнообразием, а также подтвердивший привлекательность массовыми посещениями – всемирно-известный туристический объект. За последние годы Чернобыль и зону отчуждения посетили десятки тысяч туристов. Сегодня ни для кого не секрет, что города Чернобыль, Припять, как и сама зона отчуждения в целом, это целый музейный комплекс под открытым небом, который имеет огромный туристический, научный и просветительский потенциал.
Примечательно, разработчики проекта ревитализации, очень правильно и четко уловили научную и туристическую ценность чернобыльской зоны. И эти преимущества зоны отчуждения они положили в основу своего проекта.
Предложенный проект ревитализации зоны – это самый общий концепт гипотетического развития и обустройства территории зоны отчуждения. В нем нет детализированной проработки элементов, он лишь отображает общий замысел разработчиков, которые весьма поверхностно знакомы с особенностями чернобыльской зоны.
Наука, туризм, отдых, развлечение – основные направления развития
Основная идея zaarchitects.com заключалась в попытке социализации территории чернобыльской зоны – в создании инфраструктуры на всей территории зоны отчуждения, в которой бы были учтены основные виды деятельности человека. Проектировщики предложили, что основными видами деятельности в зоне отчуждения будут – научные исследования и туристическая деятельность, что приведет к притоку инвестиций. Акцентировано внимание на развитие именно туризма, вокруг которого и формируется вся деятельность в зоне отчуждения. Такой подход имеет свою логику – при создании безопасных условий для пребывания людей в зоне отчуждения и городе Чернобыль, будет улучшаться контроль за состоянием радиационной обстановки, контроль и предупреждение негативного влияния объектов зоны отчуждения на прилегающие территории и т.д. Поскольку это будут требовать гарантирование безопасных условий пребывания туристов. Развитие туризма в проекте предполагается по таким направлениям – экотуризм, эктримальный туризм, индастриал, игровой и фотосафари. Правда, фотосафари это по сути и есть составной частью экотуризма.
Схема, представленная ниже, в наглядной форме представляет возможные направления развития зоны отчуждения.
Как видим, разработчики предполагают, что при развитии туризма, науки, инфраструктуры, экологии, промышленности будет сопровождаться общим экономическим развитием.
К сожалению разработчики не учли, что в зоне отчуждения еще долгое время будут находится работающие предприятия по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и непосредственно сама АЭС. Эти объекты должны были бы быть учтены в будущей инфраструктуре чернобыльской зоны.
Основные сегменты новой чернобыльской инфраструктуры
Инфраструктурный остов зоны отчуждения образуется с помощью четырех основных объектов (станций), между которыми проложена новая транспортная артерия (монорельсовая колея). На рисунку представлена основная идея по размещению станций на территории чернобыльской зоны.
Первая станция (названная Казино), предназначенная для приема туристов и персонала зоны, организована на юго-восточной границе зоны отчуждения. Станция «Казино» располагается недалеко от места впадения реки Припять в Киевское водохранилище, что позволяет использовать как водный, так и автотранспорт.
По замыслу проектировщиков станция «Казино» будет не только туристическими воротами, но и небольшим населенным пунктом с игровыми заведениями. Игровая инфраструктура станции «Казино» сосредоточена в игровом модуле – это сеть зданий располагающихся на территории современных сел Парышем, Теремцы. В Украине казино и другие азартные заведения запрещены, но в будущем, возможно, будет принято решение об организации отдельного города для этих целей. По крайней мере украинские политики уже озвучивали эту идею. Станция «Казино» могла бы быть таким местом. Небольшая удаленность от столицы Украины, хорошие транспортные магистрали – это несомненный козырь для станции «Казино».
Вместе с тем, рассматривать станцию «Казино», как основной транспортный путь в зону вряд ли стоит. В проекте ревитализации следовало учитывать существующую, функционирующую сегодня транспортную инфраструктуру – например существующую железную дорогу, по которой персонал из города Славутич доставляется на Чернобыльскую АЭС. Железная дорога проходить с запада на восток по всей территории зоны отчуждения и может быть использована для дополнения туристических маршрутов по зоне отчуждения. Кроме того, если разработчики делают ставку на развитие туризма, то имеет смысл облегчить доступ в зону отчуждения туристам из Беларуси и России, для этого следовало бы использовать автодороги и реки Припять, Днепр в восточной части зоны отчуждения.
На рисунке станция «Казино» находится под номером 1.
Кроме станции «Казино» предлагается создать еще три станции – Чернобыль, Ильинцы и … станцию «Заповедник». Если «Чернобыль», «Ильинцы» — это брошенные населенные пункты в который будут созданы станции, то станция «Заповедник» — это новый архитектурный объект на севере чернобыльской зоны. С запада от станции размещены ветрогенераторы с помощью их предполагается покрыть все потребности инфраструктуры чернобыльской зоны в электроэнергии. Предназначение станции «Заповедник» сугубо научное, разработчики предположили, что это идеальное место для проведения научных исследований, размещения лабораторий и осуществления научного туризма. На моделях разработчиков «Заповедник» ничем не отличается от станций «Чернобыль» и «Ильинцы», но по правилам радиохимические лаборатории, полигоны, опытные участки должны размещаться на удалении от жилых построек. Лабораторная инфраструктура должна гарантировать безопасность туристам. Поэтому научный сегмент требует «индивидуальной» планировки.
Ниже представлены модели станций. Станции модульного типа — что позволяет быстро собирать необходимые помещения и постепенно доращивать здание станции в зависимости от возникающих потребностей.
Станция «Чернобыль» предназначена для посещения большого парка, который будет создан в городе. Важным составляющим любой станции должно быть обязательное прохождение рамки радиационного контроля сразу при входе на станцию и на пероне поездов, приходящих с более грязных мест зоны отчуждения.
Авторы проекта посчитали, что станция «Ильинцы» размещенная на территории брошенного села будет доставлять туристов, которые интересуются городом Припять, ЧАЭС и другими объектами центральной части зоны отчуждения. Но вызывает сомнение в целесообразности использования, поскольку Ильинцы находятся на ЗНАЧИТЕЛЬНОМ удалении от города Припять. С Ильинцов возить туристов в Припять будет экономически не выгодно.
Транспортная инфраструктура
Главным транспортным средство в ревитализированной зоне отчуждения, по замыслу проектантов, будет монорельсовая дорога. Вагоны и устройство путей на высоте 6 метров над землей должно обеспечить удобные условия для созерцания природы чернобыльской зоны. Любопытно, что разработчики побеспокоились о диких животных – устройство монорельса не препятствует перемещению крупных млекопитающих. Более того, проектировщики позаботились о снижении шумового воздействия и применили специальную шумозащиту в конструкцию жд путей.
Недостатком такого решения является то, что строительство железной дороги будет проходить на радиоактивной территории. При проведении земляных работ в воздух будет поступать большое количество радиоактивной пыли, рабочие будут подвергаться существенному риску поступления радиоактивных веществ внутрь организма. Кроме того, как показывает практика строительных работ в зоне отчуждения при работах будут образовываться радиоактивные отходы.
Жилые модули для чернобыльских туристов – преимущества и недостатки
Жилые модули – это компактные, небольшие сооружения предназначенные для кратковременного пребывания людей с минимальным комфортом. Форма жилого модуля напоминает пчелиные соты.
Фронтальные части комнат выполнены из стекла и покрыты специальными жалюзи для защиты от солнца и от ионизирующей радиации.
Защита от радиации таким способом не будет эффективной. Проще говоря бессмысленна. Наилучшим способом защиты модуля от проникающей радиации было бы использование 10 — 20 см слоя песка в радиусе 20 метров. Такой способ экранирования от радиации активно применялся при ликвидации аварии на ЧАЭС возле разрушенного реактора. В 1986 году Ликвидаторы уложили слой бетона и щебня толщиной около 2-х метров вокруг развала реактора, что позволило радикально снизить уровни радиационного фона и приступить к строительству Саркофага.
Смотровые вышки – достопримечательность проекта
Полюбоваться незабываемыми пейзажами ландшафтов чернобыльской зоны в будущем можно будет с помощью удобных смотровых вышек. По проекту вышки будут оборудованы лифтами, которые смогут легко поднять ядерных туристов на 25-ти метровую высоту. Вышки будут выполнены из бетона с застекленными смотровыми проемами устроенными на всех уровня вертикальной поверхности вышки, а верхняя площадка оборудована выступающим балконом расширяя внутренний объем смотрового помещения.
Расположение смотровых вышек представлено на общем плане ревитализации зоны отчуждения. По плану, несколько вышек будет установлено в пойме реки Припять, недалеко от Пруда-охладителя ЧАЭС. Это очень перспективное место для наблюдений за птицами и оптимально подходит для развития такого вида туризма как – birdwatching.
Недостатками предложенных вышек является их небольшая высота. В зоне отчуждения сегодня существуют несколько 40 метровых вышек – с которых осмотр чернобыльских ландшафтов вызывает незабываемые эмоции. Также, оптимально было бы разместить жилые модули возле смотровых вышек.
Пару слов в заключение…
Появление такого проекта, это свидетельство широкого интереса к чернобыльской зоне отчуждения. Причем интерес возникает у людей разных профессий. Важно, что даже неспециалисты в вопросах чернобыльской зоны понимают возможность развития туризма в чернобыльской зоне, а также необходимость научного изучения этого масштабного радиационного феномена.
Также проект, вернее его недостатки, демонстрируют насколько важна совместная работа архитекторов, строителей, радиобиологов, зоологов, юристов и экономистов над будущим зоны отчуждения. Предложить уникальную архитектуру комплекса мало – необходимо четкое понимание характера окружающей среды в которой будут работать ученые и отдыхать туристы, учитывать ее особенности и свойства. Необходимо понимать и рассчитывать финансовые риски и выгоды от реализации проектов реабилитации чернобыльской зоны. К сожалению, на данный момент, подобный проект невозможно реализовать на территории чернобыльской зоны – поскольку отсутствует план (стратегия) развития зоны отчуждения на ближайшие 20-50 лет.
Выражаем благодарность за предоставленные материалы автору проекта — Агеевой Арине (zaarchitects.com)
Ревитализация Чернобыльской зоны отчуждения (смотреть проект целиком на сайте разработчиков).
Проекты развития зоны отчуждения и туристические достопримечательности
Проект туристического центра в городе Припять | Мемориа «Зведа Полынь» в городе Чернобыль | Аномальные зоны Чернобыля |
Карты радиационного заражения Украины после аварии на ЧАЭС | Радиационный фон в Украине, карты, МЭД в областях | Правила радиационной безопасности в городе Чернобыль, ЧАЭС и Припять |
Ребята вы лучшие! Проэкт реализован группой молодых и креативных дизайнеров
Согласен.
Проект ребят первый и, в своем роде, уникальный .
Спасибо за размещение, и критику. Но хочется кое что добавить
«Железная дорога проходить с запада на восток по всей территории зоны отчуждения и может быть использована для дополнения туристических маршрутов по зоне отчуждения. Кроме того, если разработчики делают ставку на развитие туризма, то имеет смысл облегчить доступ в зону отчуждения туристам из Беларуси и России, для этого следовало бы использовать автодороги и реки Припять, Днепр в восточной части зоны отчуждения.»
Про существование ж.д. мы знали. но как архитекторы сочли этот путь не рациональным. Так как я нацеливалась в основном на иностранных туристов которые бы прибывали из столицы Украины.
Плодить количество дорог то же не хотелось бы так как все таки я рассматриваю зону как заповедную территорию. Дело идет о будущем и поэтому мы рассчитывали прежде всего на связь с аэропортом, а в аэропорт следовательно можно попасть из любой точки мира (И из России и из Белоруссии)
«На моделях разработчиков «Заповедник» ничем не отличается от станций «Чернобыль» и «Ильинцы»
В проекте прежде всего разрабатывалась инфраструктура.» Мы не могли учесть все. Поэтому мы предложили универсальную модульную станцию, которая может быть просто станцией а функциональные объекты располагаться не на ее территории.
«Но вызывает сомнение в целесообразности использования, поскольку Ильинцы находятся на ЗНАЧИТЕЛЬНОМ удалении от города Припять»
Место основной станции я сделала именно таким так как на этой территории меньше радиационного заражения.
«Недостатком такого решения является то, что строительство железной дороги будет проходить на радиоактивной территории»
Весь маршрут проектировался основываясь карты радиационного заражения которые мы нашли на вашем сайте. Если наложить карту загрязнения и проектную схему то это можно увидеть
—
Здравствуйте Арина. Рад, что откликнулись и парируете замечания. Постараюсь ответить по пунктам.
1. Уже сегодня жд путь из Славутича на ЧАЭС пользуется большим спросом у туристов (правда очень трудно получить разрешение у ЧАЭС). Если организационно решить (упростить) проезд на эл-ке для иностранцев то это направление будет очень востребовано. Ведь белорусы и росияне, едущие в зону через Киев — делают большой крюк, а через Чернигов и Славутич будет проще, быстрее и комфортнее. Кстати из Славутича в зону можно попасть и по воде. В таком случае туристы получать и интересный водный тур.
2. Заповедник — модуль жд станции не может быть лабораторией. Офисы, зоны отдыха, общепит, гостиницы — да. Но лаборатория, с ее выбросами радиоактивных веществ, вредными химикатами, виварием с крысами и т.д.. Это должен быть отдельный научный комплекс. Я понимаю, что все учесть невозможно и об этом указал в последнем абзаце вступления.
3. Ильинцы. А какой смысл выбирать чистое место если туристы будут двигаться на автобусах в эпицентр аварии? Это только значительно увеличит время пребывания людей в зоне.
4. Железная дорога все равно проходит по западному следу радиоактивных выпадений. Все территории зоны отчуждения являются радиационно-опасными. То есть — проект предусматривает выемку радиоактивных грунтов, генерацию радиоактивной пыли и т.д., что, на мой взгляд, не оправдано.
Аріна, я у захваті від Вашего проекту!!!!!!!!!!! Такі люди потрібні нашій країні!!!
Зараз пишу дисертацію про правові аспекти господарської діяльності на території Чорнобильської катастрофи. Я думаю, що така діяльність уже можлива у деяких зональних полосах території, забрудненої внаслідок Чорнобильської катастрофи. Можливо на землях саме такого статусу можна буде збудувати готелі для туристів та казіно, і туристів возит на екскурсії звідти?
Доброго дня. Дуже було б цікаво ознайомитись з головними тезами вашої дисетратції. Чи не моглиб ви надати матеріали для публікації на сайті? Буду вдячний. Тим більше тема, як ви бачите, дуже цікава.
Доброго дня! Із задоволенням надам. Пишу дисертацію тільки пів року як. Про ці проблеми всі говорять загальними фразами, а ні хто не пише нічого конкретного. Матеріалу дуже мало по цій тематиці. Маю добірку тільки по загальним питанням своєї теми. Думаю, до осені напишу перший розділ, тоді буде доцільно і змістовні тези Вам для публікації надати. Буду Вам і всім, хто відгукнеться на моє прохання, вдячна за будь-який матеріал по цій темі, за посилання на сайти та громадські організації, яким ці питання не байдужі!!!!!!!
Доброго дня. Бажаю успіхів та натхнення в роботі над дисертацією.
Хотів би зазначити, що розвиток території зони відчуження може бути різним. Це й створення у майбутньому «радіоекологічного заповідника», або ж, як варіант, виведення 2/3 до господарського використання з наступним вирощуванням рапсу. Може бути створення сховища для високоактивних відходів (для цього потрібне спеціальне сховище на глибині 2 і більше км під землею). Також може бути напрямок — розміщення спец.підприємств з переробки побутових чи токсичних відходів, або будівництво нової АЕС…
Варіантів розвитку може бути безліч — тобто для обгрунтування можливостей «освоєння» зони відчуження потрібно уявляти який напрям буде вибрано в майбутньому для розвитку цих територій. У вас уже виробилась власна світоглядна уява щодо цього?
Якщо ви займаєтесь сільгоспнапрямком використання зони відчуження — то матеріалів з цього питання дуже багато. Цим питанням займався УНІСХР а також існував Відділ реабілітаціх зони відчуження в ДСНВП «Екоцентр».
В моїй роботі я хочу розглянути всі можливі напрямки господарського розвитку такої території, систематизувати їх і надати їм нормативно-правового вираження в єдиній концепції, але поки не буду забігати наперед…
У ВНЗ КНЕУ ім. В. Гетьмана 18 травня цього року була міжнародна науково-практична конференція присвячена 25-м роковинам Чорнобильської катастрофи, шкода, що я раніше не натрапила на Ваш сайт, я впевнена, Вам би було що розповісти студентам та аспірантам. Сподіваюсь на подальшу співпрацю.
Будуть питання — запитуйте, чим зможу, допоможу.
Зверніть увагу, що зараз територія зони підпорядкована МНС, а здійснення будь-якої діяльності — сільхоз.виробництво, туризм, чи то заповідна справа — вимагає зміну «власника» території. Це завдання надзвичайно складне для вирішення. На мій погляд, це основне гальмно на шляху розробки та впровадження реальної реабілітації території чорнобильської зони відчуження.
Щиро дякую Вам за підтримку!!!
Интеррресные замыслы…
И проэкт интеррресный…
Но не думаю что реальный.
Не ближайшие 50 лет.
Улыбнули фотографии животныхЪ и мирррных туристов…
Да и сам терррмин: ревитализация пришёл по нраву…
Но нереально всё это…
Ой как нереально в нашей стране…
ага конечно!
в украине будет такое будущее))))
ждите))) !
Доброго всем времени суток!
Проект очень понравился но мне
кажется, что не стоит воплощать
его в жизнь. Ведь для всех зона
отчуждения является в своем роде
неким заповедником. Так может не
станем превращать это
страдальческое место в цирк? По
моему намного интереснее и
захватывающе проводить экскурс
пешком и с палаткой за спиной.
Это всего лишь концепция, которую предложили молодые архитекторы.
Предложение смелое и интересное.
Внедрять его в жизнь в нашей стране просто НЕКОМУ. Государство даже не может отремонтировать нормально дороги в зоне отчуждения, что уж и говорить о подобном проекте….
Боже упаси нас от подобного.
Может проект и интересной но не в ту степь! Зона уникальна своей заброшенностью и запустением… та вообще своей атмосферой не надо блин превращать её в туристический центр.
Не надо так переживать. Монорельсовая дорога нескоро появится даже в Киеве… не говоря уже о зоне отчуждения ЧАЭС.
«Своей заброшенностью и запустением» уникальна не только чернобыльская зона, но вся Украина за пределами киевской области (это к слову).
А вот относительно туризма — абсолютно с вами не согласен. Чернобыль притягивает внимание людей и с этим ничего не поделаешь. Правильная организация посещений — это хороший доход в бюджет. Запрет на посещение моментально активизирует нелегальное сталкерство, сделает это занятие престижным.
вот это да….а вам не стыдно???такое чувство,что у вас просто нет никакого уважения к городу,к произошедшей катастрофой,к людям,для которых этот город был родным домом….мда….человек,видно,по своей природе призван вмешиваться и разрушать все….я разочарована
Разочарованы в чем\ком?
P.S. Мне не стыдно.
Чернобыльская зона более всего ценна в двух аспектах: как заповедник и как памятник. Исходя из этого, а также учитывая суровые реалии современной политической и экономической ситуации в Украине, программа максимум, как мне кажется, — это прекратить легализованное мародёрство и организовать нормальные туристические маршруты без масштабного строительства.
Сельскохозяйственная деятельность с этой точки зрения только во вред. Да и целесообразность её сомнительна — как будто в стране площадей незасеянных дефицит.
Проэкт уникальный, но идея плохая, т.к. ЧЗО становится туристическим местом, а не памятной ошибкой человечества. Эти постройки и поезда не дают такому человеку как Сталкер ощутить ту атмосферу за которой он в это место пришёл. И по-моему если уж и делать ЧЗО туристической зоной, то можно было б пойти по более рациональному, интересному (для тех кто приехал в ЧЗО) и выгодному: это экскурсии по ЧЗО н квадроциклах. Этот транспорт самый подходящий и безопасный для таких прогулок по ЧЗО. Тем более, что и Сталкерам будет интересно.
«Было гладко на бумаге, да забыли про овраги».
На самом деле проект бредовый и никто им заниматься не будет, а дизайнеры судя по всему неукраинцы.
Причин несколько:
1) Проект будет стоить столько, сколько строительство самой ЧАЕС,
2) менталитет — все средства разворуют еще до строительства;
3) все тот же менталитет — такой проект затянется лет на 100, как ситуация с новым саркофагом — но тут просто жизненная необходимость в строительстве сподвигла на ускорение стройки
4) у нас просто огромное количество территорий более пригодных для туризма при гораздо меньших затратах: Карпаты, Крым
5) увеселительные заведения в ЧЗО — кощунство и надругательство
PS В Киеве никак монорельсу протянуть от ЖД вокзала до аэропорта не могут, а тут вы хотите покрыть всю ЧЗО
Мое мнение: зону нужно было сохранить как есть: такое жуткое развандаливание Припяти и других обьектов явно показывает что через 10-15 лет она и вовсе полностью разрушится и смотреть будет не на что
Хороший замысел. Все хорошо продумано и понятно. Но…Думаю, что этого не стоит делать. Согласна с комментарием darkstranger25. С нашей страной сделать такое сложно, да я и считаю это бессмысленным. Зачем делать парк из Зоны, которая и так всех привлекает? А это просто будет издевательством. И люди перестанут понимать какой ужас произошел после взрыва АЭС. Лучше пускай все остается. Иначе можно сделать только хуже.
Тяжелый случай. Даже не знаю, с чего начать ругать ваш проект. Наверное, пусть будет так:
1) Не думали о том, что мода на экстремальный туризм, это во-первых явление скоротечное и непостоянное; во-вторых, это удел единиц? Задумайтесь.
2) Увеселилочки и развлекалочки, на месте где гибли и получали смертельные дозы облучения люди… сотни и тысячи людей… А те из них, кто получил меньшие дозы, медленно и мучительно угасают от последствий ОЛБ, их дети рождаются с мутациями… Их — не жалко? Та трагедия, которая свалилась на людей — вас что, ничему не научила? Или вы просто хотите зашибить денег на том, что устраиваете балаган на месте человеческой трагедии? Устройти лучше тур с ночевками на кладбище в полнолуние — и экстрим и не так кощунственно. Имейте совесть — думайте над тем, на чем хотите заработать деньги.
3) Проблема собственного самоутверждения как архитектора и организатора, стремление во что бы то ни стало реализовать собственные нездоровые амбиции — вот на мой взгляд, ваша личная цель.
Очень надеюсь на то, что ни этот проект, ни ему подобные никогда не будут претворены в жизнь.
Здравствуйте Владислав.
Вы обращаетесь к администрации сайта или к автору проекта?
Просто нет слов…. Остановка «Казино»….. в зоне планетарной экологическо-человеческой катастрофы….
Зона Отчуждения — это заповедник, музей-напоминание для всех будущих поколений! Напоминание о последствиях беспечного отношения к «мирному атому» и атомному оружию в общем. Напоминание того, что если шарахнет, то останутся одни воспоминания……Разве это ещё кому-то не понятно??
Иди через пару десятков лет «танцы на костях» станут нормой….?
У меня лично остался ужасный осадок от этого «гениального чуда архитектурной мысли». И не хотелось бы, чтоб этот «проект» случайно попался на глаза, и так потерявшим здоровье и покой, Ликвидаторам и людям, эвакуированным из этих мест в 1986-ом году.
пс: На этой Земле мы все туристы. Главное — экспонаты руками не трогать.