Чернобыльское интернет-пространство — достаточно тесная среда, в которой существуют несколько активных групп энтузиастов исследующих историю брошенных территорий, популяризирующих достопримечательности зоны отчуждения ЧАЭС и населенных пунктов. Особый интерес существует к городу Припять. Припятская тематика многогранна и каждое интернет сообщество имеет свои цели и свой интерес – одни исповедуют культуру благоговейного туризма, другие – адепты безбашенного сталкерства. На этом фоне необычно выглядит узкая прослойка ярых энтузиастов, которые многие годы работают над созданием виртуальной модели города атомщиков.
Это интервью с одним из участников этого проекта – Дмитрием Воропаем. Его, профессионального архитектора, брошенный город Припять привлекает в архитектурном и историческом плане. Интерес постепенно перерос в неизлечимое хобби, заставляющие несколько раз в год ездить за тысячу километров в Украину, в чернобыльскую зону отчуждения. Дмитрий также автор интернет проекта pripyat-city.ru, который содержит массу исторической информации о городе Припять.
Дмитрий, чем заинтересовал город Припять? (Какие события в жизни привели к увлечению
историей города?) Не лучше бы было моделировать ЧАЕС и Саркофаг?
Моделировать Саркофаг? Это скучно. Объект небольшой, да и несложный. Модель всей ЧАЭС тоже не оставляет простора для творчества.
А сделать трехмерную модель целого города, и при этом добиться 100% реалистичности – это задача неординарная, и этим интересная.
Сколько человек работает над созданием 3д модели города? Откуда эти люди, кем работают?
В настоящее время над проектом «Припять-3D» работает небольшая команда из 4-5 человек. Это настоящие энтузиасты, уже несколько лет собирающие материалы, чертежи, планы припятских зданий. Ведь работать приходится «в поле», то есть в самом городе, так как строительные, проектные чертежи и данные архива припятского БТИ можно считать утерянными, их местонахождение неизвестно. Мы обмеряем здания в натуре, фотографируем стены, окна, двери, помещения, архитектурные детали для получения реальной информации в виде истинных размеров, пропорций и материалов для текстур, которые после обработки будут наложены на модели строений. Состав команды иногда меняется – уходят или временно покидают проект одни моделлеры, приходят другие энтузиасты. Коллектив небольшой но «продуктивный», постоянно выдающий готовый результат.
Сколько времени продолжается работа над проектом? Как вы собираете исходную информацию?
Первая информация о желании создать трехмерную модель Припяти появилась на форуме pripyаt.com в 2006 году. И тогда же, по прошествии небольшого времени, силами одного человека, бывшего припятчанина Сергея Нехаева, была сделана первая версия трехмерного города. Это было реализовано в программе SketchUp 6, модели зданий представляли собой простые параллелепипеды, без точного масштаба, без деталей и аутентичных текстур. Но это была «настоящая Припять»! Там можно было перемещаться по улицам, увидеть все здания, а для тех, кто в городе никогда не был – составить для себя примерное представление о его масштабах, принципе застройки. В какой-то мере именно эта, первая версия Сергея, и сподвигла остальных энтузиастов улучшить ее, создать точную копию города Припять.
Поэтому в 2008 году работа началась «заново», но теперь уже с другими требованиями к качеству. Небольшое видео, которое демонстриует процесс (этапы) моделирования.
В настоящее время над проектом «Припять-3D» работает небольшая команда из 4-5 человек из участников форума сайта Pripyat.com (http://forum.pripyat.com )
Оказывают ли поддержку органы местной власти? АЗО?
Местные власти? Администрация Зоны Нет. Спасибо, хоть не мешают.
Хотя, как-то был случай: мы обмеряли припятский магазин «Восход», подъехавший милицейский патруль довольно строго поинтересовался, чем это мы тут заняты. Показали чертежи, объяснили, рассказали… Нам пожелали удачи и уехали. И даже не потребовали программу, на основании которой мы находимся в Зоне. Программа, к слову, была с собой ).
А в сущности – административным органам безразлично, что кто-то интересуется городом до такой степени, что готов многократно, за свои собственные деньги, приезжать в Припять для съемок зданий, а потом в течении многих месяцев обрабатывать материалы, моделировать, доводить до совершенства трехмерные копии припятских домов.
Оказывают ли помощь бывшие жители города?
Бывшие жители? Да, конечно. Ведущий организатор проекта, наш «подгоняла и цензор» — бывший припятчанин Владимир Литовченко. Потрясающий энтузиаст города, без которого, возможно, проект бы и не состоялся. Некоторые бывшие жители с удовольствием идут с нами на контакт, присылают свои «довоенные» фотографии с видами Припяти, из которых мы узнаем много для себя нового, неожиданного. Например – фото мелких архитектурных или ландшафтных деталей, в настоящее время уже утраченных, виды города в то время, когда не было еще непроходимых зарослей, когда вся Припять была видна как на ладони, что неплохо помогает для определения масштабов и пропорций моделей.
Какие, для каждого из Вас, наиболее интересные сооружения города? В архитектурном, историческом и т.д. планах?
Наиболее интересными являются, конечно же, проекты зданий с так называемой «индивидуальной доработкой». То есть типовые проекты, которые для Припяти переделали и улучшили. Это дворец культуры «Энергетик», очень сложное, кстати, здание для моделирования, «Белый дом» — многоэтажка со встроенным магазином «Радуга» в центре города, где жило станционное руководство, здание касс «Аэрофлота», магазин «Восход», Дом Допризывников и прочие строения, которые можно встретить только в Припяти. Ну и с каждым объектом связана своя история, конечно. Об этом мы узнаем из воспоминаний припятчан, которые ходили в эти магазины, стояли в очереди в эти кассы, что-то слышали или знают о конкретном доме, в котором жил какой-нибудь любопытный человек, чаще всего работавший на ЧАЭС или причастный к ликвидации аварии.
Планируется ли в виртуальной модели города использовать данные о радиационной обстановке?
Нет, мониторить радиологическую обстановку мы не собираемся. Ведь мы делаем живую Припять. Ту, какой она была до аварии.
Дмитрий, расскажите, с какими сложностями вы сталкиваетесь при исследованиях города Припять в ходе экспедиций?
Сложностей много. Во-первых – удаленность нашего объекта моделирования. Почти все моделлеры живут в России (но украинцы среди нас тоже есть, конечно). Позволить себе частые поездки крайне затруднительно. Даже несмотря на то, что только в поездке можно найти требуемый в настоящее время материал. Это достаточно дорого. Во-вторых – недоступность объекта, как режимной территории. Просто так в Зону не попадешь, нужны разрешения, согласования, а это, опять же, деньги. В-третьих – запреты. В настоящее время запрещено заходить в здания города, подниматься на крыши. Это создает определенные трудности по сбору необходимой информации.
Исследуете (визуализируете) ли вы подземные коммуникации?
Нет. Так как подземных коммуникаций в том виде, чтобы потребовалось их моделирование – в Припяти нет. Там нет метро, нет больших канализационных коллекторов, то есть отсутствуют массивные, выдающиеся в архитектурном плане объекты, без которых модель города была бы неполной.
Планируете ли визуализировать технику (автомобили, автобусы, которые использовались в городе до аварии)?
Тоже нет. По крайней мере – на первом этапе моделирования. Пока основная цель – создать сам город. Насыщать его антуражем в виде техники будем позже, сейчас этот вопрос даже не рассматривается.
Для каких объектов города Припять уже созданы их трехмерные модели?
В настоящее время отработана центральная часть города – площадь с основными прилегающими к ней улицами. Отработана – означает, что создана полная модель территории, с дорогами, бордюрными камнями, газонами, элементами благоустройства в виде фонарей, скамеек, урн и прочего. Часть моделей готова практически полностью, как например, типовые припятские «вертушки» — квадратные симметричные девятиэтажки серии 121-60-25, которых так много в городе. Сделаны некоторые магазины – «Восход», «Овощи», «Молодость», готовы кассы «Аэрофлота», модели 16-этажек, некоторых общежитий. В финальной стадии находится модель ДК «Энергетик», ресторан «Полесье», торговый центр. Также созданы модели редко встречающихся серий – малосемейка на улице Набережной, первый девятиэтажный дом в городе, которые видят все посетители – белое здание с лозунгом «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи». В частичной готовности – магазины «Струмок», «Светлячок», здание исполкома, магазина «Мебель», девятиэтажек, расположенных по проспекту Ленина. Также пока не готовы припятские пятиэтажки – самые распространенные жилые дома. В основном, из-за их конструктивных различий. Здания, хоть и похожи внешне, в действительности отличаются друг от друга планировкой, оформлением фасадов и подъездов.
Город Припять сегодня, спустя 26 лет после аварии, это по сути уникальный объект в котором происходят изменения описанные в книге А.Вейсмана «Земля без людей». Планируете ли вы визуализировать деградацию города, которая происходит вследствие мародерства, действия разрушительных факторов окружающей среды?
Нет. Мертвая Припять в трехмерном виде нам не нужна. Она уже есть в нашей действительности. Мы создаем историю, память.
Автор интервью — Сергей Паскевич