Технические характеристики машины
Универсальность данной спецтехники позволило использовать ИМР-2 для решения широкого круга задач во время ликвидации последствий радиационной катастрофы на ЧАЭС.
Такие технические параметры машины, как высокая проходимость, оснащение крановым и бульдозерным оборудованием, противорадиационная защита, были направлены, по замыслу конструкторов, для устройства путей продвижения войсковых колон по территориям подвергшихся применению ядерного оружия.
Технические характеристики ИМР-2 позволяли прокладывать проходы, как в сплошных завалах леса в пересеченных условиях местности, так и проделывать путепроводы для военной техники в городских завалах.
Кроме того, ИМР был приспособлен для работы в неблагоприятных условиях окружающей среды (радиационное и химическое заражение) и даже для вождения под водой (на глубине до 5 метров).
Эти свойства ИМРа были крайне полезны и затребованы в работах на радиоактивно-загрязненных территориях чернобыльской зоны.
По состоянию на 1986 год ИМР-2 был достаточно новой машиной. ИМР-2 была принята на вооружение в 1980 году. Машина была разработана на базе танка Т-72А и серийно выпускалась ПО «Уралвагонзавод» в городе Нижний Тагил.
Применение ИМР в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
ИМР активно использовался при работах возле разрушенного энергоблока. Существовавшие в 1986 году уровни радиации (от 60 до 500 и более Р/час) исключали (существенно ограничивали) возможность использования обычных строительных и транспортных механизмов.
ИМР появились возле реактора в первых числах мая 1986 года.
Что бы понять в каких чудовищных радиационных условиях пришлось работать ликвидаторам и операторам машины разграждения, предлагаем ознакомится с картой мощности экспозиционной дозы возле разрушенного реактора ЧАЭС. Данные радиационной обстановки представлены на начало и середину лета 1986 года.
Уровни мощности экспозиционной дозы (Р/ч) на территории ЧАЭС на период начальной стадии строительства объекта «Укрытие». Значения обведенные желтым — МЭД на уровне 1 метра от земли по состоянию на 10 июня 1986 года. Не обведенные цифры — МЭД по состоянию на 22 июля 1986 года.
Одной из первый задач, поставленной перед экипажами ИМР, был разбор завалов разрушенного 4-го блока. Данная спецтехника использовалась и для укрытия завалов слоем почвы и щебня. Таким образом удалось существенно снизить уровни излучений от завалов и приступить к сооружению основания Сакрофага. По сведениям некоторых литературных источников, уровни мощности дозы ионизирующего излучения на этих участках достигал 1000 Р/ч.
Имея уникальное оборудование, а бульдозерное оборудование ИМР-2 позволяло работать в двухотвальном, бульдозерном и грейдерном режимах (причем для этого экипажу не требовалось покидать машину), машина использовалась для целей дезактивации. Именно этими машинами был снят и захоронен верхний слой почвы на территории, прилегающей к ЧАЭС и 4-му блоку.
ИМР использовался и в работах по возведению защитной оболочки над разрушенным реактором. Так, при возведении пионерных стен Саркофага ИМР-2 выполнял загрузку контейнеров c высокоактивными отходами (уровни МЭД от контейнеров достигали 300-1000 Р\час) в основание стен. После установки контейнеров пространство заполнялось бетоном.
Данная спецтехника применялась при строительстве могильника «Подлесный», в котором захоранивали высокоактивные отходы с ЧАЭС. ИМРы также использовались для загрузки контейнеров с отходами в этот могильник.
ИМР применялся на особо опасных участках при ликвидации и захоронения (консервации) погибшего от высоких доз радиации леса (так называемый « Рыжий лес»). Работы выполнялись в соответствии с Проектом консервации Рыжего леса. Документ был утвержден в марте 1987 года Правительственной Комиссией.
В первые дни после аварии ИМР использовался также и для целей радиационной разведки.
Фотографии ИМР во время работы в зоне отчуждения и на ЧАЭС
Опыт эксплуатации ИМР в Чернобыльской зоне отчуждения
Данный подраздел подготовлен по материалам книги Ю.П.Костенко Танки (тактика, техника, экономика), которая была изданна в 1992 году (см.ссылку). В данной книге целая глава «Практические вопросы применения военных гусеничных и колесных машин в условиях радиационного заражения» посвящена опыту действий бронетанковой техники в условиях радиоактивного заражения после аварии на ЧАЭС. Кроме практики использования ИМР-2, в книге анализируется применение бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ), плавающих транспортеров ПТС-2, а также колесных разведывательно-дозорных машни БРДМ-2РХ и бронетраспортеров БТР-70.
Стоит отметить, что ИМР проектировался с учетом того, что он будет передвигаться по территории где все источники излучения будут на земле. При ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ситуация с источниками излучения была очень сложной – в районе разрушенного реактора (на развалинах блока) источником ионизирующего излучения был не только грунт, но и фрагменты стен, крыш, а при работах по захоронению «Рыжего леса» источниками были кроны деревьев.
В связи с этим ИМР требовал дополнительной защиты от источников ионизирующего излучения. Работая в полях с гамма-фоном от 5 до 117 Р/ч работал ИМР-2 оборудованный дополнительной защитой, ослабляющей радиацию в 100-120 раз. В полях 200-230 Р/ч работали спецмашины типа ИМР оборудованы защитой с 500 — 1000-кратным ослаблением от радиации.
Дезактивация ИМР-2
Практика применения ИМР в зонах значительного радиационного загрязнения показа, что ИМР является наиболее конструкционно-неудачной машиной для дезактивации. Машина имеет снаружи много трудно-очищаемых мест, которые быстро забиваются радиоактивной пылью и грязью. При дезактивации, ИМР было невозможно дезактивировать до допустимых уровней.
Эффективность дезактивации ИМР от радиоактивной пыли при работе в зоне, где фон достигал 360 Р/ч, а уровни доз внутри машины достигали 15 Р/ч (!) была не очень высокой. Так после проведения дезактивации такие элементы ИМР, как воздухоочиститель, имели фон около 5 Рентген в час, а двигатель, надгусеничные полки и гусеницы имели фон 2-3 Р/ч. Большие проблемы вызывала очистка воздухоочистителей. Даже после двух кратной промывки мощность излучения составляла больше 3,5 Р/ч.
Стоит отметить проблемы очистки гусениц ИМРа от радиации. Оказалось, что на элементы трака налипает (впрессовываются) грунт и графит, что приводить к увеличению излучения до 150 Р/ч. Для их извлечения был изготовлен специальный лом длиной 2 м, с помощью которого эти куски с трудом извлекались, а затем на носилках доставлялись к месту временного хранения.
В связи с этим, работы в зоне радиоактивного заражения ЧАЭС показали о наличии существенных недостатков в техники, которая была задумана для работы в зонах применения ядерного оружия.
Экипажи ИМР-2
В Чернобыле в инженерных войсках впервые появились машины типа ИМР с увеличенным в 1000 раз уровнем защиты от радиации, оборудованные телевизионными системами, манипулятором с электрогидравлическим приводом и специальными системами очистки воздуха. Экипаж машины состоял из командира-оператора и водителя.
Обязанности оператора в этих машинах выполнял офицер, обязанности водителя — сержант (классный специалист второго года службы). Экипажи проходили специальную подготовку на предприятиях промышленности. В реальной аварийной ситуации на подготовку оператора и водителя специально для работы в новой машине, включая «сколачивание» экипажа, уходило около 10 суток.
При работе в зоне ЧАЭС этот экипаж в ходе выполнения задачи, включая и техническое обслуживание машин, за 12—15 рабочих дней получал предельно допустимые дозы облучения и заменялся новым. Очевидно, что замена экипажа в ходе операции — явление нежелательное. Чтобы максимально эффективно использовать экипаж для работы в зоне повышенной радиации, его надо освободить от участия в работах по ТО машины. Этим должна заниматься группа специалистов, обладающая такими знаниями и навыками, которые экипаж не может приобрести за время срочной службы. На ЧАЭС в ежедневном ТО машин и в устранении возникавших отказов постоянно участвовали представители промышленности.
Современные фото ИМР в могильниках техники в зоне отчуждения
Работая в крайне неблагоприятных радиационных условиях инженерные машины разграждения были очень загрязнены. Дальнейшее их использование стало невозможным. Спецтехника была поставлена в специальные могильники техники.
Остатки инженерной машины разграждения (ИМР-2) брошенной в городе Чернобыль (фото 2008 года).
Главный могильник техники принимавшей участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС находится в южной части зоны отчуждения, около населенного пункта Рассоха. На фото представлено виды оставленной спецтехники в могильнике, а также фото ИМРа брошенного в г Чернобыль.
Литература об ИМР на ЧАЭС:
- Ю. П. Костенко. Танки (тактика, техника, экономика). —М.: НТЦ «Информтехника», 1992, 68 с.
В книге рассмотрен ряд вопросов, связанных с эксплуатацией бронетанковой техники в боевой обстановке и в условиях радиационного заражения местности, с влиянием на боевую эффективность танка психофизиологических и физических возможностей экипажа, производством вооружения и экономикой страны и совершенствованием оценок образцов. Книга предназначена для инженеров и конструкторов, создающих бронетанковую технику, офицерского состава Сухопутных войск, слушателей и курсантов военных учебных заведений и для лиц, интересующихся особенностями развития и применения этого вида вооружения. © Научно-технический центр «Информтехника», 1992 - А. А. Дьяченко Опыт ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Часть I.. Москва. – 2004. http://www.iss.niiit.ru/book-7/index.htm
- ИЭУП, г. Казань | Вести института. Апрель-май 2006 http://www.ieml.ru/vesti/2006_04/11.phtml