Удаление вентиляционной трубы ЧАЭС.

На Чернобыльской АЭС начались уникальные работы по удалению (демонтажу) вентиляционной трубы 2-ой очереди атомной станции. Это, пожалуй, самые опасные и ответственные работы на объекте «Укрытие», которые выполняются после строительства в 1986 году этого защитного сооружения укрывшего разрушенный реактор 4-го блока. Уникальность данной работы заключается в том, что ВТ-2 имеет сложную конструкцию, поверхности элементов ВТ-2 имеют высокие уровни радиационного загрязнения, доступ персонала к конструкциям ВТ-2, которая находится на высоте 75 метров над уровнем земли, достаточно проблематичен. При удалении ВТ-2 особого внимание требует процесс демонтажа элементов (отдельный блоков вентиляционной трубы), поскольку стрела крана будет находится над ядерным и радиационно-опасным объектом, которым является объект «Укрытие». Кроме того, на промлощадке ЧАЭС, в непосредственной близости от площадки демонтажа ВТ-2, находится большое количество персонала занятого на работах по сооружению Нового Безопасного Конфайнмента – Арки. Это исполинское сооружение в скором будущем накроет полностью весь объект Укрытие (включая машзал 4-го блока, блок ВСРО и т.д.).

ЧАЭС труба

Внешний вид на ВТ-2 ЧАЭС

В связи с этим, проект по удалению ВТ-2 можно считать одним из самых ответственных этапов работ выполняемых в послеаварийных период на площадке ЧАЭС. К слову, стоит упомянуть, что ВТ-2 это некий символ Чернобыльской АЭС и его исчезновение приведет к существенному изменению привычного, устоявшегося облика объекта «Укрытие» и всей ЧАЭС. Объект Укрытие с ВТ-2 это неофициальный символ, узнаваемый знак чернобыльской трагедии, который знаком большинству людей, как в Украине так и за ее пределами.

фото вентиляционная труба ЧАЭС

Вид на вентиляционную трубу второй очереди ЧАЭС

Почему удаляется вентиляционная труба второй очереди ЧАЭС?

Удаление ВТ-2 это необходимая мера, которая связана с окончанием ее срока эксплуатации. Срок эксплуатации ВТ-2 составляет 30 лет и истек в 2010 году. Кроме этого, расположение ВТ-2 препятствует установке Арки. Поэтому вентиляционная труба должна быть удалена до того как необходимо будет установить Арку в положение, которое требуется по проекту этого нового защитного сооружения.

Демонтаж ВТ

Демонтаж первого элемента вентиляционной трубы (ВТ-2) второй очереди ЧАЭС — 31 октября 2013 года 15 часов 20 минут

Арка ЧАЭС

Вид на строящуюся Арку на фоне города Припять

Вентиляционная труба II очереди ЧАЭС – история строительства и характеристики.

ВТ-2 предназначалась для организованного выброса воздуха из вентсистем II очереди ЧАЭС (3 и 4-й энергоблоки) и хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов. После аварии на 4-м блоке и строительстве объекта «Укрытия» вентиляционная труба обеспечивала организованный выброс радиоактивных аэрозолей с 3-го блока ЧАЭС и объекта «Укрытие». Вентиляционная труба II очереди ЧАЭС была сооружена в 1980 году. Монтаж трубы осуществлялся поэтапно, с помощью нескольких кранов установленных непосредственно на разных отметках строящегося ядерного блока. Каждый элемент подавался отдельно на определенную отметку, откуда другим краном, установленным выше, передавалось на верхние отметки. Кстати сказать, если посмотреть на недостроенную третью очередь ЧАЭС то можно увидеть похожее расположение кранов, которые остались после аварии на недостроенных элементах энергоблока.

Брошенные краны на недостроенных конструкциях третьей очереди ЧАЭС

Этапное сооружения ВТ-2 заключалась в том, что сначала, до определенной высоты, возводились ажурные элементы опорных конструкций. После этого подавался фрагмент самой трубы, которая монтировалась в рабочем положении и приваривалась к специальным креплениям. После фиксации этого элемента и создания площадки обслуживания, подавался краном и возводился выше следующий элемент опорных конструкций. После их монтажа подавался следующий элемент газоотводящей трубы, диаметр которой составляет 9 метров. Так, поэтапно монтируя элемент за элементом, был собран 75 метровый ствол трубы второй очереди ЧАЭС. Верх ВТ-2 сегодня находится на высоте 150 метров над уровнем земли, что, к примеру, соответствует высоте гигантских мачт военного радара, которые находятся в некогда секретном городке Чернобыль-2. Вес всех смонтированных конструкций составляет больше 320 тонн, из которых опорные конструкции составляют около трети веса.

Состояние вентиляционной трубы после аварии 1986 года

ВТ-2 оказалась почти в эпицентре взрыв реактора №4 ЧАЭС в 1986 году, что привело к повреждению опорных конструкций ВТ-2 и к интенсивному загрязнению элементов ВТ-2 радиоактивными веществами. Некоторые элементы опорных конструкций были повреждены. По данным http://mns.gov.ua/ дефекты на ВТ-2 были обнаружены после обследования элементов и узлов составляющих каркас опорных конструкций. После обследования было установлено около тридцати дефектов. Специалисты указывают, что такими дефектами были обрывы элементов конструкций, потеря устойчивости элементов ВТ-2 и были установлены факты значительной коррозии некоторых элементов. В 1998 году был выполнен ремонт опорных конструкций. Ремонтные работы были выполнены при финансовой поддержке иностранных государств – США и Канады.

флаги

Флаги стран участниц проекта ремонта вентиляционной трубы (ВТ-2) второй очереди ЧАЭС — Украина, США, Канада

При организации работ по ремонту ВТ-2 были обнаружены высокоактивные источники (фрагменты разрушенного реактора) на площадках обслуживания. Для обеспечения радиационной безопасности персонала, который привлекался к работам по ремонту ВТ-2, эти «гарячие точки» были экранированы — покрыты свинцовыми пластинами.

Технология удаления вентиляционной трубы №2

Для выполнения работ по удалению ВТ-2 был выбран специальный Подрядчик. В результате проведенного тендера был выбран «Укртрансбуд» (http://ukrtransbud.com), с которым был заключен специальный контракт. Судя по данным сайта компании, контракт SIP09-1-003 был заключен 27 апреля 2012 года «Проектирование демонтажа, авторский надзор за демонтажными работами и демонтаж вентиляционной трубы II очереди ЧАЭС». Работы по удалению ВТ-2 будут финансироваться Европейским Банком Реконструкции и Развития.

Ожидается, что удаление ВТ-2 будет осуществляться путем разрезания трубы и опорных конструкций на семь элементов, которые будут удаляться сверху вниз целыми блоками. Для разрезания металлический конструкций, вероятно, будет использоваться газовый резак. Удаление отрезанных частей ВТ-2 будет осуществляться с помощью специального крана. К слову сказать, это один из мощнейших современных самоходных кранов на гусеничном шасси — DEMAG СС-8800-1.

Фото вентиляционной трубы второй очереди ЧАЭС и крана (материалы ГСП ЧАЭС http://www.chnpp.gov.ua/)

Кран для удаления ВТ-2

Сборка крана DEMAG СС-8800-1 компанией «Укртрансбуд» (фото «Укртрансбуд»)

Технические характеристики крана DEMAG СС-8800-1 также выдающиеся – грузоподъемность составляет 1600 тонн. Длинна основной стрелы крана – 156 метров, длина дополнительной стрелы 108 м. Контроль за управлением крана (наблюдение за грузом, крюком и т.д.) осуществляется с помощью системы телекамер.

Разложенная стрела крана DEMAG СС-8800-1 (фото «Укртрансбуд)

Сборка стрелы крана DEMAG СС-8800-1 на промплощадке Чернобыльской АЭС (фото «Укртрансбуд»)

На момент удаления ВТ-2 радиационный фон на конструкциях составляет около 100 — 300 мР/ч. Более наглядная информация о радиационной обстановке на конструкциях ВТ-2 представлено на рисунке (рисунок подготовлен по материалам http://mns.gov.ua/)

Радиационная обстановка на конструкциях и смотровых площадках ВТ-2 ЧАЭС (по материалам http://mns.gov.ua/)

Каждый снятый блок ВТ-2 пройдет радиационное обследование. По результатам оценки будет выполнено разделение демонтированного фрагмента на небольшие, удобные для транспортировки куски. Вероятнее всего демонтированные части ВТ-2, которые могут быть захоронены, будут перевезены на Пункт захоронения радиоактивных отходов «Буряковка». Это единственный действующий пункт захоронения РАО в чернобыльской зоне. На ПЗРО «Буряковка» металлические фрагменты ВТ-2 будут захоронены в специальных траншеях.