Разгон облаков с целью управления погодой над зоной отчуждения в 1986 году
Одним из мероприятий, которое находилось в тесной взаимосвязи с работами по минимизации последствий аварии, являлось активное воздействие на облака — разгон облаков. Основная цель работы заключалась в недопущении выпадения осадков над Чернобыльской АЭС и прилегающими, сильно загрязненными радионуклидами, территориями. Существовала опасность, что дожди, выпавшие на территории ближней зоны ЧАЭС, могли смыть радиоактивные вещества в реку Припять и далее в Киевское водохранилище.
Для борьбы с осадками над ЧАЭС, по приказу Госкомитета СССР по гидрогометеорологии и контролю природной среды, был создан специализированный отряд метеосамолетов. К работе были привлечены также специалисты Киевского научно-исследовательского гидрометеорологического института, которые еще до аварии занимались разработкой эффективных методов воздействия на грозовые облака. Управление работами осуществлялось группой Центральной аэрологической обсерватории.
Авиационная техника, которая применялась для разгона облаков над зоной отчуждения.
В 1986 году эту работу выполняли самолеты-лаборатории АН-12БП «Циклон», а также ТУ-16 «Циклон-Н». Любопытным является тот факт, что два ТУ-16 «Циклон-Н», принимавшие участие в «разгоне облаков» над чернобыльской зоной, были военными бомбардировщиками, которые перед 12-ой Московской Олимпиадой, были переоборудованы в средства воздействия на облака. Именно эти самолеты обеспечивали чистое небо над спортивной Москвой в 1980 году, а также в 1985 на Международном Фестивале Молодежи. Существуют разнообразные версии назначения ТУ-16 в чернобыльских событиях. Некоторые специалисты считают, что точное назначение этих самолетов в ликвидации аварии является еще не до конца выясненным (часть документов засекречено).
Самолет Ан-12БП «Циклон» являлся летающей метеолабораторией, которая была оборудована измерительными приборами и средствами воздействия на дождевые облака. По своей конструкции Ан-12БП «Циклон» представлял цельнометаллический высокоплан с прямым крылом, которое было оборудовано четырьмя турбовинтовыми двигателями с четырехлопастными винтами. Самолет оборудован шасси высокой проходимости. Это позволяло ему взлетать с грунтовых аэродромов. В 1979 году было переоборудовано 2 экземпляра.
Назначение и способ воздействия на облака у этих самолетов были разные. Так АН-12 «Циклон» использовался для борьбы с кучево-дождевыми облаками в районе 30-ти километровой зоны, в то время как Ту-16 воздействовал на облака на дальних подступах к чернобыльской зоне и проводил «бомбардировки» со стратосферы.
По данным УкрНИГМИ, АН-12БП «Циклон» работали над зоной отчуждения начиная с 18 мая по 30 декабря 1986 года. То есть контроль над осадками непосредственно над зоной отчуждения осуществлялся до середины зимы.
Рассказывая об этих событиях стоит упомянуть и членов экипажа АН-12БП «Циклон», которые выполняли свою работу в чернобыльском небе. Командир экипажа АН-12БП «Циклон» В.П. Шахин, заведующий группой Центральной аэрологической обсерватории Л.Зонтов, операторы В.Ремех и А.Гавриков, другие члены экипажа АН-12БП «Циклон» М.Птицын, В.Калужин, В.Лукьяненков, В.Щеглов. К сожалении автору этого материала пока ничего неизвестно о составе других экипажей самолетов, которые применялись в Чернобыле.
Существуют данные о том, что в таких работах принимал участие самолеты, как ИЛ-18 «Циклон» и АН-26Б «Циклон». Участие последнего выгладит сомнительно, поскольку модификация АН-26 получившая названия АН-26БП «Циклон» была создан в единственном экземпляре 1987 году. На то время работы по активному воздействию на облака в районе зоны отчуждения были свернуты.
Как засевали чернобыльские облака.
На языке метеорологов, активное воздействие на фазовое состояние облаков разными веществами, называется агрономическим термином «засев облаков». По сути этот процесс чем-то подобен сельскохозяйственному, только в качестве тяговой единицы используется не лошадь или трактор, а самолет.
Использование авиации в борьбе с дождевыми облаками на подступах к Чернобылю заключалась в распылении внутри облаков, или на небольшой высоте над ними (50-100 метров), специальных противодождевых, порошкообразных смесей. Одним из основных веществ, которое применяли для уничтожения облаков – был обычный цемент марки 600. Цемент, который распылялся из открытого отсека АН-12БП «Циклон» вручную (лопатой, или выбрасывались 30-ти килограммовые упаковки), применялся и в смеси с другими реагентами. За весь период использования АН-12БП «Циклон» было израсходовано около девяти тон цемента.
Интересно, что в зимний период применяли льдообразующие вещества, такие как углекислота. За две недели зимних авиаработ по подавлению облаков было израсходовано более одной тонны этого вещества. Кроме углекислоты использовали еще и пиротехническое устройство ПВ-26. С помощью этого устройства проводился обстрел облаков йодистым серебром (AgI). Аэрозоли йодистого серебра играют роль искусственных ядер кристализации и приводять к образованию ледяных частиц. В таких условиях кристалы льда очень быстро увеличиваются до размеров частиц осадков. При отстреле пиропатрона, в котором находилось 40 грамм йодистого серебра, возникала вертикальная трасса дыма длинной более полукилометра. Пиропатрон отстреливался из расчета 2 штуки на 800 – 1000 метров полета над облаками.
Сбрасывание смесей приводит к возникновению центров конденсации влаги, что обуславливает образование капель воды или льда. Вследствие совместной работы ученых и авиаторов осадки выпадали на дальних подступах к загрязненным территориям.
АН-12БП «Циклон» используемые в работах по подавлению дождевых облаков на подступах к зоне отчуждения, в 1986 году, базировались в Бориспольском аэропорту. За время работы АН-12 по минимизации последствий аварии на ЧАЭС было обработано около полутора сотен облаков.
Битва Ту-16 с «ядерными» циклонами
По опубликованным материалам о работе Ту-16 «Циклон-Н» можно сделать вывод, что самолеты этого класса использовались для несколько иных задач. Существует информация (интервью с А.Грушина «Российской газете» №4049 от 21 апреля 2006 г.), что основной объем своей работы эти самолеты-метеолаборатии выполняли не в острый период аварии, когда существовал мощнейший источник выброса радиации в окружающую среду, а осенью 1986 года и весной 1987.
Ту-16 был переоборудован из военного бомбардировщика в летающую метеолабораторию по одной программе с Ан-12. В результате модификаций, Ту-16 «Циклон-Н» был оборудован комплексом спецсредств для активного воздействия на облака. В бомбоотсеке самолета было установлено автоматическое устройство активного воздействия на облака и контейнера для порошкообразных веществ. Было переоборудовано два самолета. В состав экипажа было включено два метеоролога.
Уникальное фото работы Ту-16 «Циклон-Н» над городом Чернобыль выполено А.Грушиным (по материалам сайта — http://blacktrue.pavlovskyposad.ru)
Дело в том, что к осени 1986 года возникла новая экологическая проблема. Загрязненные территории зоны отчуждения стали источником радиоактивной пыли, которая переносилась ветром на значительные расстояния. По мнению экспертов, ситуация была настолько серьезной, что возникла реальная угроза радиационного загрязнения значительных территорий СССР, в том числе могла пострадать столица Москва.
30 сентября был совершен пролет над зоной отчуждения, целью которого был анализ метеорологических параметров.
Как уже отмечалось, самолет мог воздействовать на облака из стратосферы, что позволяло эффективно применять средства на больших территориях. По скупых сообщениях в прессе можно судить, что задача Ту-16 «Циклон» заключалась в подавлении мощных конвективных облаков зарождающихся над территорией зоны отчуждения. Образование конвективной облачности над радиоактивно-загрязенными территориями приводило к вовлечению радиоактивной пыли в приземный слой атмосферы. Это в конечном итоге приводило к образованию облаков содержащих большое количество радиоактивной пыли.
В данной ситуации была возможность ликвидации таких облаков. Суть метода заключается во внесении в зарождающееся облако (при развитии конвективной облачности) грубодисперсный порошок (цемент), который приведет к инициированию искусственных, низходящих воздушных струй. В такой ситуации внутри облака создается нисходящий воздушный поток. Это приводит к вовлечению из внешней среды в облако более сухого воздуха. В результате возникает ситуация, которая в большинстве случаев приводит к частичному или полному разрушению облака.
По мнению метеорологов, работы по рассеянию облаков над заданной, ограниченной, территорией были проведены впервые в мировой практике. Полученные результаты и опыт легли в основу стратегии борьбы с осадками над большими городами для обеспечения благоприятных погодных условий на момент проведения массовых мероприятий.
Литературные источники о разгоне облаков:
- Объект «Укрытие». Преодоление. – К.: «Золотые ворота», 1995. – 128 с. ил.16.
- А. А. Дьяченко Опыт ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Научно-публицистическая монография к 18-летию катастрофы (в 2-х частях). Под редакцией академика РАН В.Н. Михайлова. ФГУП «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ». 2004 г.
- А.А.Черников. О работах по искусственному регулированию осадков в районе Чернобыльской АЭС. Монография «Москва -Чернобылю». — М., 1998.
- Цыпарков Н.Г. Загрязнение окружающей среды в результате катастрофы на ЧАЭС (http://belsin.h1.ru/st.php?file=a.txt)