Андрей Левицкий о себе, Чернобыле и его новой книге «Аномалы»

Мое знакомство с Андреем Левицким произошло случайно. Около полугода назад, работая над книгой, Андрей собирал материалы о Чернобыльской зоне – особенностях ее современной инфраструктуры. Так завязалось наше общение. Оказалось, что писатель хорошо разбирается в чернобыльской тематике, а в его новом романе будут описания реальных локаций зоны отчуждения.
В середине февраля 2012 года этот роман, который называется «Аномалы» был опубликован. В канун выхода книги мы пообщались, и Андрей согласился ответить на несколько вопросов. Надеюсь, что вам будет интересно узнать о тонкостях писательского ремесла, узнать мнение Андрея Левицкого о брошенных городах – Чернобыле, Припяти, узнать его отношение к туризму в зону отчуждения, к атомной энергетике и многому другому…

Андрей Левицкий на фоне ЧАЭС

Сергей Паскевич: Андрей, вы много писали на тему постапокалиптики. Вы посещаете заброшенные урбосистемы для сбора информации, впечатлений, которые потом используете в книгах? Довелось ли ездить в чернобыльскую Зону отчуждения? Что больше всего потрясло, удивило, запомнилось?


Андрей Левицкий: Ну, во-первых мое детство прошло в Чернобыле и окрестности — я там подолгу жил у бабушки (она работала в чернобыльском Парткоме), дружил с местными ребятами, с ними рыбачил в Припяти, ходил по окрестным лесам Так что места эти знал очень хорошо. После, когда писал книги, дважды приезжал туда с группами, а один раз — с каким-то телеканалом, забыл, как он называется, они меня пригласили снимать передачу о Чернобыле и туризме в те места.
Вообще мне нравится опустошение, свалки, заросшие деревьями брошенные городки — в подобных местах есть своя удивительная атмосфера. Да и в принципе, я не очень уважаю современную человеческую цивилизацию и предпочитаю безлюдье.

город Чернобыль Чернобыль остров и здание ЧРЭБа фото город Припять
город Припять город Припять город Припять
город Припять фото Припять фото припять
Безлюдье…

Признаюсь, не знал, что вы практически чернобылянин. Остались ли какие-то яркие впечатления о Чернобыле вашего детства? Говорят, в Припяти всегда было много рыбы (до аварии в Чернобыле были рыбацкие артели, заготавливавшие тысячи тон рыбы в год). Рыбалки ваши были удачными?

Да, рыбы там было полно. Припять была широкой полноводной рекой с сильным течением. Помню случай, когда чернобыльский паром (который я позже описал в «Выборе оружия»), причаливая, повернулся к берегу бортом, и на причал выпрыгнула большая щука — просто с перепугу, наверное. А мы как раз на этом пароме плыли на рыбалку. Соскочили на берег, схватили эту щуку… в общем, поймали первую рыбу, еще даже не расчехлив удочки и спиннинги.

Фото река Припять Брошенное судно
Река Припять — Современные вид речной поймы возле города Чернобыль

После аварии посещали дом вашего детства? Вероятно, тяжело было видеть заброшенный дом родственников спустя годы после эвакуации?

Да, как раз когда были там с телеканалом, нашли этот дом, я туда заглядывал, описывал, что в какой комнате было раньше, а они снимали. Нет, совершенно не тяжело, никаких отрицательных чувств при этом не испытал. Я не сентиментальный человек.

фото чернобыль

Бывший дом А.Левицкого в городе Чернобыль

В вашей новой книге «Аномалы» действие происходит в том числе и в Зоне отчуждения. Это будет ваша, вымышленная Зона, или в романе будут описания реальной, существующей сегодня Зоны отчуждения?

Ничего вымышленного. Я специально консультировался с самоходами по поводу географии, мест ночевок, способа проникновения за Периметр, возможных схронов. Все эпизоды «Аномалов», касающиеся Зоны, реалистичны даже несмотря на то, что сама книга — фантастика (но фантастика умеренная, без параллельных миров, эльфов, демонов и прочего в этом духе). В конце романа стоит авторская благодарность, и там перечисляются в том числе «сталкеры», которые помогли с этой вещью.
Вообще конкретнее про «Аномалов» и всю серию «Зона тайны» можно прочесть на сайте zona-t.ru.

фото чернобыль

Одно из реальных мест в Зоне, где прячутся герои книги «Аномалы» (Чернобыль - брошенный стадион)

Помогают ли вашей писательской работе Интернет источники о чернобыльской Зоне отчуждения?

Ну да, с самоходами я как раз через интернет и знакомился, на специальных сайтах.

Я имел ввиду тематические сайты, посвященные аварии на ЧАЭС, истории города Припять, Чернобыля, сайты, рассказывающие об уникальном радаре в Чернобыль-2 и т.д.?

Да, тематические сайты посещал неоднократно, в том числе и этот.

Приходилось ли использовать информацию о тех или иных объектах чернобыльской Зоны отчуждения для описания вымышленных явлений и вымышленных вами объектов в книгах?

И в «сталкерских» книгах, и вот сейчас в «Аномалах» — да, конечно, приходилось. Разница в том, что для «сталкера» реальные объекты как-то переделываешь, можешь перенести их в другое место, не соблюдать реальную географию, архитектуру… Действие этой серии происходит в некоем альтернативном мире, а вот действие «Аномалов» — в нашей реальности, и поэтому там все четче в смысле фактологии.

фото припять

Здесь происходит действие одного из эпизодов романа "Аномалы"

Чем, по-вашему, можно объяснить такой большой интерес к вымышленным, постапокалиптическим мирам среди молодежи, читающей ваши книги?

Тем, что для молодежи реальный мир — это мир взрослых, в котором они еще не совсем прижились. Чтение ПА-романов, точно также, как и чтение фэнтези, просто род эскапизма, способ ненадолго уйти от реальности, почувствовать себя настоящим, крутым, небритым, тертым мужиком, который с обрезом в руках пробирается через опасные развалины и отстреливает мутантов. Но при этом только некоторые (немногие) из этих книг действительно помогают взрослению.

чаэс

ЧАЭС - здесь разворачивается финальная сцена романа "Сердце Зоны"

Не кажется ли вам, что за последние годы тема уже поистерлась? Возможно, постапокалиптика просто исчерпала себя?

А вы посмотрите на тиражи книжных серий. Сталкер больше не выходит, переиздают старое. Метро — тираж упал в два раза (не глядите на выходные данные книг, которые стоят в интернет-магазинах, реальные тиражи гораздо меньше). Другие ПА-серии имеют тиражи по 4-5 тысяч. Тема не исчерпала себя, просто мода на нее прошла, как она прошла на, допустим, вампирские романы. Но книги такой тематики выходили, выходят и будут выходить, это просто одно из направлений в фантастике, вот и всё.

Заброшенная школа

В связи с этим вопрос по проекту «S.T.A.L.K.E.R.». На мой взгляд, сейчас серия находится в упадке, а вы как считаете?

Серия до того упала, что аж закрылась :)
А вообще есть такой закон: «Десять процентов стоящего в сущем». То есть если есть поток некоей продукции, то в нем, как правило, около десяти процентов интересного. Еще около сорока процентов — среднего и пятьдесят процентов всякой ерунды. В серии «Сталкер» этот закон тоже работал, то есть некоторое (небольшое) количество вышедших романов вполне хороши, а остальные — либо средние, либо совсем плохи. Другой вопрос, что тут присутствует изрядная доля субъективности, те же книги Левицкого кто-то отнесет к «десяти процентам стоящего», кто-то к сорока процентам «середняков», а кто-то скажет, что они — полная чушь и ерунда. И, естественно, каждый будет уверен в своей объективности.

фото чаэс

Обводной канал вокруг ЧАЭС стал локацией для финального эпизода книги "Воины Зоны", созданной Алексеем Боблом совместно с Андреем Левицким

Возможно ли появление новых серий постапокалипсиса?

Да, естественно, такие серии будут появляться. К примеру, насколько знаю, сейчас Алексей Бобл работает над романом с рабочим названием «Аномальный континент».

Многие, начиная свою писательскую деятельность, пробуют свои силы именно в области фантастики, сайнс-фикшн и т.д. Как вы относитесь к популярности среди начинающих писателей этой тематики? Есть ли, по вашему мнению, интересные, имеющие перспективу (обладающие своим стилем и т.д.) писатели?

Не знаю, я почти не читаю современную русскоязычную фантастику, не слежу за новинками. Точно могу сказать — свой стиль есть у Виктора Глумова. Вот недавно вышел его новый роман «Город смерти» — можете купить и сами убедиться. Еще интересна трилогия Александра Шакилова «Остроги» .

Обложки

Видели ли вы фильмы, снятые по проекту Сталкер? Ваше мнение по поводу экранизации книг серии Сталкер? Хотели бы вы экранизировать ваши произведения? Есть планы, предложения по экранизации ваших книг?

Вместе с директором «GSC Game World» Сергеем Григоровичем мы были на съемках «пилота», которым занималась одна одесская студия по заказу GSC. Происходило это на окраине Одессы, на заброшенной, заросшей деревьями и кустами фабрике. На площадке тогда был Гоша Куценко. Он был с дредами, с СВД в руках, изображал сталкера посреди развалин, и при этом на сталкера был похож примерно также, как я — на снорка (один из видов мутантов в игре «S.T.A.L.K.E.R.»). Очень забавные воспоминания. У меня где-то на телефоне были фотки Куценко-сталкера и других моментов тех съемок, но сейчас не могу их найти. К сожалению, конечный результат Григоровичу не понравился, так что сериалу не дали ход. Других фильмов по этому миру не смотрел, помимо нескольких короткометражек от студии «Белый коч» (http://belykoch.ru/ ). Они, кстати, сняли сюжет и по Аномалам, вот он:

Трейлер сериала S.T.A.L.K.E.R. от компании GSC

Вероятно, неудача заключалась в том, что, режиссеру просто не удалось уловить и передать дух, атмосферу мира сталкеров?

Скорее в том, что «пилот» получился не слишком умело сделан и не очень интересен, а Григорович хотел, чтобы начало сериала удивляло, сразу привлекало внимание, хотел чего-то очень яркого. Потом мы с ним какое-то время работали по сценарию фильма, но он, так сказать, метался — ему не нравилось ни то, ни это, и, в общем, он сам не знал ,что хотел… В конце концов Сергей позвал людей, снявших фильм «Отторжение» (который в прокат так и не вышел), чтобы написали для него сценарий. Но и их сценарий ему не понравился, и он стал писать его сам. Я к этому относился уже совсем скептически, поскольку не думал, что у Сергея может получиться что-то толковое. Одно дело — бизнес, организация производства компьютерных игр, менеджмент, совсем другое — придумывание интересной истории, драматургия, интрига. В общем, дело так ничем и не закончилось.

Все же, думаю, визуализация захватывающих историй сталкерских книг – дело времени. Просто не верится, что такой популярный материал останется так и не востребован киноиндустрией…

Вообще-то это очень странно, что до сих пор нет фильмов про Чернобыльскую зону. На этом материале можно и ужасы снимать, и приключения, и фантастику, и криминал. Места ведь там очень колоритные, необычные. Такое впечатление, что в кинематографе СНГ работают не очень предприимчивые люди. Либо для них присвоить деньги инвесторов, завышая бюджеты фильмов, важнее, чем снимать интересное кино.

город Припять вид из Полесье Брошенная техника фото Внутри зданий города Припять
Места эти колоритные, необычные

Согласились бы вы приехать в чернобыльскую зону отчуждения для презентации выхода вашей новой книги или для встречи с вашими читателями?

Согласился бы, но вряд ли наберется достаточное количество читателей, которые поедут туда просто ради того, чтобы послушать рассказ о книге.
Я бы вообще, если честно, согласился бы переехать в место, напоминающее Зону отчуждения (только без радиации, естественно) и жил бы там в тишине, подальше от людей.

Например, где-то на этой улице...

Как вы относитесь к туристической деятельности в Зоне отчуждения?

Значимые исторические события всегда порождают кинофильмы, книги, туризм. Почему написать документальную книгу про чернобыльскую катастрофу — нормально, а туризм в те места кто-то считает плохим делом? Пока в Чернобыле не начали ставить Макдональдсы для туристов и развешивать рекламные билборды по стенам домов — я ничего не имею против подобного туризма.

припять сегодня

Фото города Припять

Ваше отношения к атомной энергетике?

Знак

Позволю себе процитировать «Аномалов»: «Любая новая технология, которая в разные времена появлялась у людей, использовалась ими и во благо, и во вред. Всегда были плюсы и минусы. Из лука убивали животных для пропитания, кого-то он спас от голода, но с его помощью уничтожали людей. Лазер используется и в хирургии, и как оружие. Интернет улучшил взаимосвязь, ускорил прохождение информации, но он полон вранья, афер, извращений…»
То же самое касается и атомной энергетики. У любых новых технологий есть как плюсы, так и минусы, однозначного ответа не бывает. Вернее, он бывает только у максималистов, но я не уважаю максимализм, потому что максимализм — отец фанатизма, а от него все беды. Поэтому к атомной энергетике отношусь, так сказать, с настороженным пониманием.

Роман «Аномалы» — это начало новой серии? К какому направлению относится книга, что вообще можете о ней сказать?

«Аномалы» — фантастический триллер или, если угодно, детектив о противостоянии спецслужбы, тайной секты «охотников за чужими» под названием Пси-Фронт и нескольких главных героев, которые в результате посещения аномальной Зоны изменились, стали… скажем так, не совсем обычными людьми. Всё действие происходит прямо в эти дни, то есть в конце февраля 2012 года. Роман я закончил писать еще в начале осени, но он получился настолько, так сказать, злободневным, что издательство поставило на обложку слоган: «ВЫБОРЫ: ЗА КОГО ТЫ ГОЛОСУЕШЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?» Меня это даже несколько огорчает — я не хотел писать «сиюминутную» книгу. Вообще «Аномалы» подходят гораздо более широкой аудитории, чем, допустим, мои «сталкерские» романы или «Нашествие». То была исключительно фантастика, а эту книгу могут прочесть и любители триллеров, детективов, шпионских романов, которые фантастику не любят и не читают. Ну а станут ли «Аномалы» началом серии… Нет, не думаю. Скорее будет трилогия.

Левицкий Аномалы

Обложка книги Андрея Левицкого "Аномалы"

Благодарю за интервью, Андрей, желаю творческих успехов!

Спасибо, и вам того же!

** Все фотографии предоставлены Андреем Левицким.

Биография писателя

Андрей Юрьевич Левицкий — родился в Киеве, учился на филфаке Киевского государственного университета, по специальности никогда не работал, cменил множество профессий. Детство Андрея по большей части прошло в Чернобыле и окрестностях.
Первая книга в жанре детского фэнтези — «Кукса и солнечная магия» — вышла в 2004 году.
Вместе со сценаристами GSC Game World работал над сценарием первого аддона игры «S.T.A.L.K.E.R.». По предложению издательства «Эксмо» написал несколько романов для межавторской серии «S.T.A.L.K.E.R.»:

  1. «Выбор оружия»
  2. «Сердце оны»
  3. «Охотники на мутантов» (совместно с Львом Жаковым)
  4. «Змееныш» (совместно с Львом Жаковым)
  5. «Череп мутанта» (совместно с Виктором Ночкиным)
  6. «Сага смерти. Мгла»
  7. «С.Х.В.А.Т.К.А.»

После «сталкера» Андрей Левицкий придумал мир «Технотьмы», который воплотил в жизнь вместе с московским автором Алексеем Боблом, создав вместе с ним цикл романов:

  1. «Пароль: Вечность»
  2. «Кланы Пустоши»
  3. «Варвары Крыма»
  4. «Джагер»
  5. «Песчаный блюз»
  6. «Воин Пустоши»
  7. «Падение небес»
  8. «Последняя битва»

Позже к «Технотьме» присоединились Виктор Глумов, Роман Куликов и Виктор Ночкин, написавшие еще четыре романа, действия которых происходит в этой вселенной:

  1. «Школа наемников».
  2. «Враги по оружию»
  3. «Дары некроза»
  4. «Власть оружия»

(кроме того, в серии вышел сборник «Легенды Пустоши»)
После «Технотьмы» была дилогия «Нашествие» («Москва-2016″, «Буря миров»), продолженная Виктором Глумовым в романе «Нашествие. Мститель». Последний на данный момент роман Андрея Левицкого — «Аномалы. Тайная книга», начинающая новый этап в творчестве писателя.
Андрей Левицкий живет в Болгарии, в небольшой горной деревушке недалеко от Болгарско-Греческой границы.
Информация из официального сайта А.Левицкого http://www.levitsk.ru