Хочется упомянуть не только о разнообразном животном мире чернобыльской зоне, но и о других не менее любопытных объектах. В большинстве это объекты – «следы» человеческой жизнедеятельности, которая осуществлялась на территории современной зоны отчуждения более двадцати лет назад.
В рейтинге популярности среди посетителей сайта, которые интересуются чернобыльской тематикой — секретный объект в Чернобыле-2 крепко держит третье место после Саркофага и брошенного города Припять. Это не удивительно. Секретный радар, позволявший отслеживать пуски баллистических ракет в США, сооружение уникальное. Как по своему назначению, так и по внешнему виду. Более подробно это объект описан на страницах сайта «Чернобыль-2. Пророческие фантазии Стругацких» и «Чернобыль-2. Милитаристическая тень Чернобыля«.
Ниже представлено несколько фотографий военного радара. На фото представлены новые ракурсы этого объекта.
Новые виды Чернобыля-2
Вид на военный радар в Чернобыле-2
ИМР – инженерная машина разграждения. Данный механизм был разработан советскими военными инженерами для целей прокладки путепроводов по населенным пунктам, лесам и т.д., которые подверглись удару ядерного оружия. ИМР способен работать в условиях не только сильного радионуклидного загрязнения среды и в зоне применения химического оружия и даже способен работать под водой.
Такая уникальная техника работала возле разрушенного реактора в первые месяцы ликвидации катастрофы на ЧАЭС.
ИМР, представленный на фото, по своему, уникален. На фото видно, что машина была оборудована специальной дополнительной защитой от ионизирующего излучения. Хорошо видны места крепления свинцовой защиты на кабине оператора ИМР.
Такой дополнительной защитой были снабжены всего несколько ИМРов, которые работали у самой стены разрушенного 4-го блока ЧАЭС. По разным данным, мощность экспозиционной дозы в местах выполнения работ этих, модернизированных, ИМРов достигала 1000 Р/час.
Сейчас эта легендарная машина без защиты, разукомплектована и забыта…
Брошенная техника — уникальный ИМР
Урбанистические ландшафты зоны все еще ждут своих исследователей. Думаю, что заброшенные деревни еще могут многое рассказать о культуре и быте народа, который многие сотни лет назад населял эти территории.
Внутри брошенных деревень зоны отчуждения
Элементы наглядной агитации по безопасноти труда времен советской эпохи в брошенном лесничестве. Красноречивые слоганы «Сними зависший сук перед валкой» и «Валку сросшихся деревьев производи поштучно!«
Абсолютно новые, захватывающие впечатления я получил в последний день экспедиции. В этот день значительную часть времени мы путешествовали по бездорожью зоны на автомобиле (Nissan Patrol), причем значительная часть маршрутов была проедена по девственным лугам и лесам зоны.
Сказать, что я был удивлен проходимость это машины, это просто промолчать. Я был ошеломлен легкостью, с которой Nissan преодолевал буераки, ямы и тракторные колеи в промерзшем грунте забытых лесных дорог. Открылись новые, до селе мной невообразимые, возможности езды по противопожарным полосам. Оказывается внедорожник способен абсолютно адекватно использовать эти участки территории как дорогу, а плавность хода позволяет чувствовать себя на ней достаточно комфортно.
Позже, роясь в Интернете, был приятно удивлен, оказывается Nissan Patrol легендарный джип. Читаем «Кругосветная автомобильная экспедиция по бездорожью 4×4 Word Print».
Готовя репортаж об экспедиции трудно не вспомнить добрым словом этого напористого помощника. По сути, присутствие это восточного красавца во многом обеспечило успешность нашей экспедиции.
Беспрецедентный OFF-ROAD!
Автор репортажа — С. Паскевич
к.б.н. Институт Проблем Безопасности АЭС НАН Украины (г.Чернобыль)
Организатор экспедиции — С.Гащак
к.б.н. Международная радиоэкологическая лаборатория (г.Славутич)