В Гомель верхом на велосипеде или 300 км без опыта велопутешествий

Пролог

 Представленный текст, по большому счету, предназначается тем двуногим многоклеточным, чей возраст давно перевалил за тридцать и которые проводят значительную часть своей жизни обездвиженными в условиях искусственного микроклимата светлых (и не очень) офисов. Тело, которое сейчас с таким трудом подбирает нужные слова, также имеет образный статус офисной амебы, основная нагрузка на организм которой заключается в перетаскивании своей задницы с мягкого офисного кресла на более удобный домашний диван.

Не скрою, что периодически последовательность миграций этого органа в пространстве меняется, но, увы, суть остается неизменной. Основную часть дня провожу сидя и без движения. Малоподвижный образ жизни приводит к постепенному дряхлению еще молодого, но уже подточенного растворимым кофе, сигаретами и вечерним пивом, организма. 

Осознание реалий собственного состояния приходит не часто. Просто в период жесточайшего цейтнота ты вдруг замечаешь, что быстро подняться на четыре этажа уже не так легко, а задышка, интенсивное потоотделение и возникающее внезапно сердцебиение уже дают о себе знать этаже эдак на втором… После такого «открытия» ты мысленно даешь себе слово, что с завтрашнего дня начинаешь жить по новому – в дружбе с физкультурой и породнившись со здоровым питанием. Обязательно завтра! 

Наступает завтра, и ты все также тащишь пару бутербродов, кофе, сигареты и… задницу с одного мягкого места на другое. Остальные мускулы нагружать нет времени, да и, скажем честно, желания. 

В таком ритме жизни все меньше находишь времени для прогулок и путешествий на велосипеде, как впрочем и нет тяги заниматься другими видами активного отдыха. Все чаще путешествия и желание принять в них участие, становится делом виртуальным. Очень удобно рефлексировать, перелистывая Интернет-дневники других велотуристов, мысленно представляя себя на их месте. 

Но иногда случается почти чудо. Стечение обстоятельств дает шанс пересадить «драгоценное место» из мягкого кресла в жесткое велоседло. В такой ситуации главное немного взять себя в руки и… будет Вам счастье. 

Такие истории, как правило, начинаются случайно. Как бы банально это ни звучало, но все началось после телефонного звонка одного моего знакомого. Он позвонил в первых числах апреля и поинтересовался чем еще, кроме лежания на диване, просмотра ТВ и хронического чревоугодия, я планирую предпринимать на майские праздники. Примечательно, что в этом году длительность «майских» праздников, в связи с беспредельным популизмом правительства, была фантастической — 9 дней. Ни для кого не секрет, что одно празднование Пасхи, в наших, славянских, традициях – это пищевой тест на выносливость всего организма. Если учесть, что следом за Пасхой, рядышком (как огурцы в банке) идут один за одним церковные праздники, а в завершение, хоть и не христианский, но абсолютно всенародный праздник Первого мая, с его почти хрестоматийными шашлыками и спиртным на лоне природы — то перспективы удержаться от тотального, девятидневного обжорства были достаточно пессимистичные.
Надо сказать еще об одной особенности проявляемого им интереса. Дело в том, что мой знакомый вроде как года, эдак четыре назад, проехал на велосипеде около трех тысяч километров по западной Европе. Видно здорово ему понравилось возбуждать седалищный нерв в этих «европах». Он часто, с плохо-скрываемой тоской в быстро влажнеющих глазах рассказывал мне о прелестях шелеста велопокрышек по идеальным велодорожкам шести стран Западной Европы. На данный момент, имея практический опыт в велотуризме, он уже четыре года как планировал куда-либо податься верхом на своем, изрядно запыленном, двухколесном друге. 

Учитывая такой сложный бэкграунд изложенный выше, и прикинув свои перспективы на предстоящие выходные — я предложил не ездить по «европам», с ее сытой и от этого «загнивающей сущностью». Предложил, что будет больше смысла при велопутешествии в Беларусь. У них и народ целомудреннее и порядку, как говорят, по боле будет… Почему бы не съездить и не посмотреть на эту страну поближе самим? Я уже был наслышан ранее о немецком качестве белорусских дорожных покрытий и швейцарской чистоте обочин. Размышления на эту тему подстегивали воображение. Я мысленно пытался представить эти идеалистические пейзажи и постепенно приходил к мысли, что «лучше один раз увидеть, чем эн раз увидеть». 

Ко всему этому, надо признаться, что у меня была давнишняя мечта провинциального интеллигента — попасть в Гомель. 

Почему в Гомель? 

В Гомеле находится одна из основных исторических достопримечательностей Республики Беларусь – «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» – усадьба Румянцевых-Паскевичей. Ценители архитектуры и искусства часто называют этот дворцово-парковый ансамбль – «белорусский Эрмитаж». Совсем недавно, в 2004 году, закончились многолетние реставрационные работы усадьбы. Если не ошибаюсь, это первая широкомасштабная реставрация усадьбы за последние… лет 70. Кроме того, в начале этого года, коллектив дворцово-паркового ансамбля был удостоен премии Президента Беларуси – «За духовное возрождение». Очевидно, что место действительно было интересным и заслуживало на то, чтобы посмотреть на него собственными глазами… Немаловажную роль в выборе играло то, что от Славутича (место старта велопутешествия) и до границы с Беларусью (Гомельской области) всего 15 километров, а до самого Гомеля не более 150 км. 

Услышав предложение катнуть в Гомель — Андрей Александрович согласился без всяких колебаний и лишних расспросов. Просто сказал «Хорошо. Едем.»… и повесил трубку. 

Как говорится, предлагать это не мешки ворочать, по этому я был удивлен и заинтригован, когда через недельку он позвонил опять и осведомился на предмет наличия у меня проработанного маршрута велопутешествия на Гомель, а также наличия необходимого снаряжения и вообще, интересовался он, как идет подготовка к поездке. 

Признаться, на тот момент у меня кроме собственно самого велосипеда (Author-Stratos) и большого желания увидеть Гомель — больше ничего и не было. Удивительно, но у меня с напарником был идентичный набор снаряжения. Вернее сказать отсутствовало практически все, что требовалось для достаточно длительного велопутешествия. Нам требовались велорюкзаки, велобагажники, палатка, спальники, карематы, камеры и т.д. Не вдаваясь в подробности и перипетии подготовки к путешествию, скажу, что все это мы благополучно приобрели, а палатку «Hannan» взяли на прокат в г. Славутиче — в последний момент выручил магазин “Фарватер“ (Спасибо братцы!). 

Отмечу только, что как показала практика активного велошопинга в г.Славутиче и г.Чернигове – велоиндустрия (вернее сфера услуг в этой области) находится в некоем подростковом состоянии. Чувствуется, что у продавцов уже есть некий первый «сексуальный» опыт получения стабильной финансовой выгоды в велобизнесе, но отсутствие опыта культуры взаимоотношений в системе продавец-покупатель, приводит к тому, что оба партнера зачастую остаются неудовлетворенными. Думаю, что не стоит здесь разводить полемику в области «Кама-сутры» велобизнеса. Как бы там ни было, все необходимое для велопутешествия было успешно приобретено. 

К вечеру 27 апреля я был практически готов к своему первому, ламерскому, велоштурму Беларуси, вернее, северной части Гомельской области… По предварительным расчетам предстояло проехать около 320 километров белорусских дорог. 

День первый.Первые 100 км.Первые впечатления.

Путешествие в Беларусь было решено начать с небольшой поездки на электричке с украинского города Славутич в белорусский — Иолчу. Иолча – это небольшая железнодорожная станция в южной части Беларуси, которая находится на расстоянии чуть более 10-12 км от Славутича, на другом (правом) берегу реки Днепр.
В Иолче мы прошли таможенный и паспортный контроль, который проводился непосредственно в электричке, а также заполнили миграционный лист. Процедура прохождения контроля была спокойной и не спешной. Любопытно, что по приезду в Беларусь, во время проверки документов, электричка стоит закрытой, то тех пор пока не будет проверен последний человек. Сами проверяющие были людьми адекватными, терпеливыми и вежливыми. На мою просьбу выдать, на случай неправильного заполнения, несколько копий бланков пограничник пошел навстречу, и даже терпеливо наблюдал за тем, как я испортил несколько штук. 

Карта маршрута велопутешествия и фотографии вело туристов

Планируя велопоход и думая о пересечении границы с Беларусью, мне казалось, что будут проблемы на таможнях, но как показала практика, как при въезде, так и при выезде из Беларуси – никаких проблем мы не испытывали. Как впрочем, проблем не было и на наших, украинских, пунктах пропуска. 
Так получилось, что начав путешествие по Беларуси, мы отклонились от намеченного маршрута. Изначально мы планировали перемещаться по основным, центральным, дорогам Беларуси. Хотели ехать прямиком из Иолчи на Брагин, Хойники и далее на Речицу и Гомель. 

Но получилось так, что мы поехали по селам, специально игнорируя центральные путепроводы и большие населенные пункты. В процессе перемещения по Беларуси нам стало любопытно посмотреть непосредственно на глубинку. Ведь именно посмотрев на села и деревни, которые находятся на периферии, можно адекватно судит, как о государстве в целом, так и об уровне жизни рядовых граждан. Кроме того, как я узнал по собственному опыту, крутить педали по извилистым дорогам, которые петляют меж белорусских хуторов и деревень много интересней, чем часами педалировать прямолинейное и от того однообразное шоссе. Что может быть лучше часто меняющихся окружающих пейзажей? 

Возвращаясь непосредственно к путешествию надо отметить, что в глубинке Беларуси дороги вполне подходят для перемещения на велосипеде. На периферии дороги, как правило, неширокие с хорошим покрытием. На большей части присутствует разметка и неплохой асфальт лежит за разделительной полосой, у края обочины. Это оптимально подходило для спокойного и, главное, безопасного перемещения на велосипеде по автодорогам Беларуси. 

Когда едешь по Беларуси то такое впечатление, что именно эта страна, а не Украина, будет принимать Чемпионат по футболу «Евро-2012». По маршруту до Гомеля мы проезжали три участка, где кипела работа по укладке нового дорожного полотна. Причем два из них были в селах, находящихся на порядочном удалении от больших путепроводов. Качество укладки асфальта тоже достаточно высокое – все ровно и аккуратно. Кроме того, по пути следования нам часто попадались работники дорожных служб, которые проводили разнообразные работы на дороге – устанавливали знаки, подсыпали почвой обочины, наносили разметку и т.д. 

Обочины чистые и на них, через определенные расстояния установлены места для отдыха. За частую, это обыкновенные деревянные столы и скамейки под навесами. Сделанные они достаточно аккуратно. В большинстве такие места для отдыха имеют опрятный и ухоженный вид. Как правило, они оборудованы специальными емкостями для сбора мусора и туалетами. 

      
 

Первый привал с перекусом мы устроили недалеко от небольшого села в лесополосе возле небольшой речки.
К первому большому населенному пункту мы добрались часов в четыре вечера. Это был Лоев. Центральные улицы, по которым мы двигались, были чистые и опрятные. На околице этого райцентра мы остановились и зашли в магазин. Посмотрели цены и прикупили для тестирования белорусского пива («Речицкое светлое» 1 литр – 2500 белорусских рублей – 5,8 украинских гривен).
К сожалению, нам не удалось неспешно проехаться по этому райцентру Гомельской области и оценить достопримечательности этого городка. Небо начали неспешно наполнять жирные, готовые вот-вот разродится дождем, облака и мы заспешили отъехать километров на десять от Лоева, что бы вдали найти тихое и укромное место для ночевки.
Сейчас сожалею о поспешности. Ведь Лоев входит в один из семи городов области, которые образуют (согласно путеводителям по Беларуси) «Золотое кольцо Гомельщины», что вероятно свидетельствует о наличии в городе достопримечательностей.
Выбирая место для ночевки, с нами приключился курьез. Отъехав километров 10 от Лоева, мы увидели на небольшой островок леса, одиноко торчащий посреди поля. К лесопосадке шла неплохая грунтовая дорога. Съехав с автотрассы, мы радостно поспешили к островку. Какое же было у нас удивление, когда мы увидели старое кладбище с унылыми крестами среди деревьев акации и берез…
К нашему счастью дорога, ведущая к кладбищу, проходила дальше вглубь поля, которое заканчивалось небольшим лесом. В этом лесу мы и нашли отличное место для ночевки.
Несмотря на то, что опыта установки палатки у нас не было, «Hannan» оказалась простой в установке, но крайне удобной (на мой, ламерский, взгляд) палаткой. 

Карта маршрута велопутешествия и фотографии

Надо признать, что первый день путешествия для меня был самым трудным. Отсутствие опыта длительного педалированния был очевидным и, вдобавок, меня просто изматывали подъемы. Нет, я конечно понимал, что будет трудно и последние дней десять перед поездкой тренировался как мог — ежедневно накатывал по 20-30 километров вокруг Славутича. Но одно дело крутить педали час-полтора и совсем другое дело вкручивать их несколько часов (суток) подряд… К тому же, во второй половине дня ветер усилился и, по закону бутерброда, неизменно дул в лицо. По приобретенному за это короткое путешествие опыту могу твердо утверждать, что встречный ветер самое худшее, что можно пожелать велосипедисту в его путешествии. Ветер отнимает много сил и энергии, которые тратятся впустую. Даже дождь, по сравнению с встречным ветром – ерунда. Думаю, что испытание ветром, это и хороший тест на выдержку, и взаимопонимание в путешествующей группе.
Сейчас, вспоминая наш первый день велопутешествия, трудности забылись и остались в памяти только самые радужные и положительные воспоминания. Было действительно интересно – это главное. 

День второй.

Путешествие под проливным дождем.
Вряд ли кому будет интересно читать о состоянии замученной амебы, которое испытывал автор этих строк на следующее утро нашего путешествия. Но вероятно, то, что мы хорошо выспались и проснулись после 9-ти часов утра — положительно сказалось на общем моем самочувствии. Несмотря на ноющую боль в определенных частях тела, я встретил взошедшее солнце в приподнятом настроении и обнаружил в себе непреходящее желание давить педали далее — на Гомель.
Немного перекусив, мы быстро сложили вещи, палатку. Собрали за собой весь мусор, который выбросили на ближайшей автобусной остановке в новенький контейнер. Кстати сказать, в Беларуси такой неказистый элемент архитектуры как автобусная остановка заслуживает на пару дополнительных слов. Сейчас жалею, что поленился и не сфотографировал эти аккуратные, чистые и свежевыкрашенные сооружения. Большинство этих остановок не просто добросовестно покрашены, но внутренние стены покрыты рисунком. Художники белорусского автодора с большой любовью (это видно по рисунку) украшают остановки пейзажами белоруской природы. Стоит ли говорить, что практически все остановки закатаны в хороший асфальт, оборудованы мусорными бачками, скамейками и даже удобными подъездными дорожками для велосипедистов (детских колясок и инвалидов).
Проехав километров 5-6 от места ночевки, мы подъехали к большому искусственному гидротехническому сооружению – Днепро-Брагинскому водохранилищу. Не воспользоваться такой прекрасной натурой для фотосъемки «себя любимых» было бы преступлением. Мы не стали грешить и от души нафотографировались. Ниже несколько фото демонстрирующих красоты ландшафта и видов окружающей нас обстановки.
    
  

Ближе к обеду выехали на один из главных автобанов Беларуси. Речица – Гомель. Эта трасса произвела неизгладимое впечатление. Изюминкой этого путепровода была обочина – двух метровая полоса прекрасного (хочется сказать – девственного) асфальта. Панорама автобана представлена ниже на фото. 

Проехав несколько километров, мы пересекли довольно интересный мост через реку Днепр. Мост как бы состоял из двух частей, двух мостов, построенных для каждого направления движения отдельный. Из моста открывается прекрасный вид на реку, но поскольку движение достаточно интенсивное, у нас не было времени им насладится от души.

    
    
  

Проехав еще километров пять мы встретили придорожное кафе «Надежда». Поскольку время подходило к обеду – решили побаловать свои желудки чем-то горячим и непременно из традиционной белорусской кухни. Взяли по порции борща. Отличие этого блюда от украинского, на мой взгляд, заключается в обилии капусты и полном отсутствии белков животного происхождения (мяса). Но, для справедливости надо сказать, что соотношение цена-качество было оптимальным. Поев горячего борща и выпив кофе мы заплатили всего около 10 гривен (4000 бел.рублей порция борща, 1000 – растворимый «Нескафе»).
Несмотря на жизнеутверждающее название кафе, дальнейшее наше путешествие можно охарактеризовать словами – противоположными значению слова «Надежда». Признаться, весь день состояние погоды было явно преддождевым. Низкая облачность. Отсутствие солнца. Северо-восточный ветерок. Все указывало на большую вероятность осадков. Но, я и подумать себе не мог, что будет такое…
Вспоминая сейчас то время, мне трудно объяснить, почему мы не остались в уютном кафе и не переждали ливень. Ведь мы покидали здание общепита уже под небольшим дождем. Думаю, что полные желудки и как следствие полная дезориентация всякой мыслительной деятельности, помешало нам принять правильное решение. Мы решили ехать дальше несмотря на начавшийся дождь.
Через полчаса нашего путешествия, когда мы уже порядочно уехали «в степь», дождь уверенно превратился в ливень, который за пару минут не оставил на мне ничего сухого.

    
    
  
    
 

  •