Припять 3D — проект виртуальной модели города Припять

Чернобыльское интернет-пространство — достаточно тесная среда, в которой существуют несколько активных групп энтузиастов исследующих историю брошенных территорий, популяризирующих достопримечательности зоны отчуждения ЧАЭС и населенных пунктов. Особый интерес существует к городу Припять. Припятская тематика многогранна и каждое интернет сообщество имеет свои цели и свой интерес – одни исповедуют культуру благоговейного туризма, другие – адепты безбашенного сталкерства. На этом фоне необычно выглядит узкая прослойка ярых энтузиастов, которые многие годы работают над созданием виртуальной модели города атомщиков.

Главная достопримечательность города Припять — ДК Энергетик

Это интервью с одним из участников этого проекта – Дмитрием Воропаем. Его, профессионального архитектора, брошенный город Припять привлекает в архитектурном и историческом плане. Интерес постепенно перерос в неизлечимое хобби, заставляющие несколько раз в год ездить за тысячу километров в Украину, в чернобыльскую зону отчуждения. Дмитрий также автор интернет проекта pripyat-city.ru, который содержит массу исторической информации о городе Припять.

Дмитрий, чем заинтересовал город Припять? (Какие события в жизни привели к увлечению

Припять

Дмитрий Воропай

историей города?) Не лучше бы было моделировать ЧАЕС и Саркофаг?

Моделировать Саркофаг? Это скучно. Объект небольшой, да и несложный. Модель всей ЧАЭС тоже не оставляет простора для творчества.
А сделать трехмерную модель целого города, и при этом добиться 100% реалистичности – это задача неординарная, и этим интересная.

Сколько человек работает над созданием 3д модели города? Откуда эти люди, кем работают?

 В настоящее время над проектом «Припять-3D» работает небольшая команда из 4-5 человек. Это настоящие энтузиасты, уже несколько лет собирающие материалы, чертежи, планы припятских зданий. Ведь работать приходится «в поле», то есть в самом городе, так как строительные, проектные чертежи и данные архива припятского БТИ можно считать утерянными, их местонахождение неизвестно. Мы обмеряем здания в натуре, фотографируем стены, окна, двери, помещения, архитектурные детали для получения реальной информации в виде истинных размеров, пропорций и материалов для текстур, которые после обработки будут наложены на модели строений. Состав команды иногда меняется – уходят или временно покидают проект одни моделлеры, приходят другие энтузиасты. Коллектив небольшой но «продуктивный», постоянно выдающий готовый результат.

3Д модель дома в городе Припять

 Сколько времени продолжается работа над проектом? Как вы собираете исходную информацию?

 Первая информация о желании создать трехмерную модель Припяти появилась на форуме pripyаt.com в 2006 году. И тогда же, по прошествии небольшого времени, силами одного человека, бывшего припятчанина Сергея Нехаева, была сделана первая версия трехмерного города. Это было реализовано в программе SketchUp 6, модели зданий представляли собой простые параллелепипеды, без точного масштаба, без деталей и аутентичных текстур. Но это была «настоящая Припять»! Там можно было перемещаться по улицам, увидеть все здания, а для тех, кто в городе никогда не был – составить для себя примерное представление о его масштабах, принципе застройки. В какой-то мере именно эта, первая версия Сергея, и сподвигла остальных энтузиастов улучшить ее, создать точную копию города Припять.
Поэтому в 2008 году работа началась «заново», но теперь уже с другими требованиями к качеству. Небольшое видео, которое демонстриует процесс (этапы) моделирования.

В настоящее время над проектом «Припять-3D» работает небольшая команда из 4-5 человек из участников форума сайта Pripyat.com (http://forum.pripyat.com )

3д Припять

Моделирование города Припять

Известная достопримечательность города Припять в 3Д — Дебаркадер

 Оказывают ли поддержку органы местной власти? АЗО?

Местные власти? Администрация Зоны :) Нет. Спасибо, хоть не мешают.

Хотя, как-то был случай: мы обмеряли припятский магазин «Восход», подъехавший милицейский патруль довольно строго поинтересовался, чем это мы тут заняты. Показали чертежи, объяснили, рассказали… Нам пожелали удачи и уехали. И даже не потребовали программу, на основании которой мы находимся в Зоне. Программа, к слову, была с собой ).
А в сущности – административным органам безразлично, что кто-то интересуется городом до такой степени, что готов многократно, за свои собственные деньги, приезжать в Припять для съемок зданий, а потом в течении многих месяцев обрабатывать материалы, моделировать, доводить до совершенства трехмерные копии припятских домов.

Оказывают ли помощь бывшие жители города?

Бывшие жители? Да, конечно. Ведущий организатор проекта, наш «подгоняла и цензор» — бывший припятчанин Владимир Литовченко. Потрясающий энтузиаст города, без которого, возможно, проект бы и не состоялся. Некоторые бывшие жители с удовольствием идут с нами на контакт, присылают свои «довоенные» фотографии с видами Припяти, из которых мы узнаем много для себя нового, неожиданного. Например – фото мелких архитектурных или ландшафтных деталей, в настоящее время уже утраченных, виды города в то время, когда не было еще непроходимых зарослей, когда вся Припять была видна как на ладони, что неплохо помогает для определения масштабов и пропорций моделей.

Какие, для каждого из Вас, наиболее интересные сооружения города? В архитектурном, историческом и т.д. планах?

Наиболее интересными являются, конечно же, проекты зданий с так называемой «индивидуальной доработкой». То есть типовые проекты, которые для Припяти переделали и улучшили. Это дворец культуры «Энергетик», очень сложное, кстати, здание для моделирования, «Белый дом» — многоэтажка со встроенным магазином «Радуга» в центре города, где жило станционное руководство, здание касс «Аэрофлота», магазин «Восход», Дом Допризывников и прочие строения, которые можно встретить только в Припяти. Ну и с каждым объектом связана своя история, конечно. Об этом мы узнаем из воспоминаний припятчан, которые ходили в эти магазины, стояли в очереди в эти кассы, что-то слышали или знают о конкретном доме, в котором жил какой-нибудь любопытный человек, чаще всего работавший на ЧАЭС или причастный к ликвидации аварии.

Планируется ли в виртуальной модели города использовать данные о радиационной обстановке?

 Нет, мониторить радиологическую обстановку мы не собираемся. Ведь мы делаем живую Припять. Ту, какой она была до аварии.

Дмитрий, расскажите, с какими сложностями вы сталкиваетесь при исследованиях города Припять в ходе экспедиций?

Сложностей много. Во-первых – удаленность нашего объекта моделирования. Почти все моделлеры живут в России (но украинцы среди нас тоже есть, конечно). Позволить себе частые поездки крайне затруднительно. Даже несмотря на то, что только в поездке можно найти требуемый в настоящее время материал. Это достаточно дорого. Во-вторых – недоступность объекта, как режимной территории. Просто так в Зону не попадешь, нужны разрешения, согласования, а это, опять же, деньги. В-третьих – запреты. В настоящее время запрещено заходить в здания города, подниматься на крыши. Это создает определенные трудности по сбору необходимой информации.

Изучения города Припять

Исследуете (визуализируете) ли вы подземные коммуникации?

Нет. Так как подземных коммуникаций в том виде, чтобы потребовалось их моделирование – в Припяти нет. Там нет метро, нет больших канализационных коллекторов, то есть отсутствуют массивные, выдающиеся в архитектурном плане объекты, без которых модель города была бы неполной.

Планируете ли визуализировать технику (автомобили, автобусы, которые использовались в городе до аварии)?

Тоже нет. По крайней мере – на первом этапе моделирования. Пока основная цель – создать сам город. Насыщать его антуражем в виде техники будем позже, сейчас этот вопрос даже не рассматривается.

Для каких объектов города Припять уже созданы их трехмерные модели?

В настоящее время отработана центральная часть города – площадь с основными прилегающими к ней улицами. Отработана – означает, что создана полная модель территории, с дорогами, бордюрными камнями, газонами, элементами благоустройства в виде фонарей, скамеек, урн и прочего. Часть моделей готова практически полностью, как например, типовые припятские «вертушки» — квадратные симметричные девятиэтажки серии 121-60-25, которых так много в городе. Сделаны некоторые магазины – «Восход», «Овощи», «Молодость», готовы кассы «Аэрофлота», модели 16-этажек, некоторых общежитий. В финальной стадии находится модель ДК «Энергетик», ресторан «Полесье», торговый центр. Также созданы модели редко встречающихся серий – малосемейка на улице Набережной, первый девятиэтажный дом в городе, которые видят все посетители – белое здание с лозунгом «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи». В частичной готовности – магазины «Струмок», «Светлячок», здание исполкома, магазина «Мебель», девятиэтажек, расположенных по проспекту Ленина. Также пока не готовы припятские пятиэтажки – самые распространенные жилые дома. В основном, из-за их конструктивных различий. Здания, хоть и похожи внешне, в действительности отличаются друг от друга планировкой, оформлением фасадов и подъездов.

Ресторан Полесье в городе Припять

Город Припять сегодня, спустя 26 лет после аварии, это по сути уникальный объект в котором происходят изменения описанные в книге А.Вейсмана «Земля без людей». Планируете ли вы визуализировать деградацию города, которая происходит вследствие мародерства, действия разрушительных факторов окружающей среды?

 Нет. Мертвая Припять в трехмерном виде нам не нужна. Она уже есть в нашей действительности. Мы создаем историю, память.

Автор интервью — Сергей Паскевич

  •